Инна Шейхатович
Шедевры – для них это просто повседневность. Совершенство – их атмосфета. Судьба. Их танец не меркнет. Он протуберанец. Звездный дождь. Моисеевцы – в Израиле!
…Едут по степи пастухи гаучо. Их трое. Бравада, юмор, гордость, задиристость, ощущение ветра в лопатках, право на этот неоглядный простор…Спектакль- танец каждый раз взрывает мозг, и неотрывно следишь за каждым шагом, броском ножа и пируэтом, и помнишь (как же без этого!) как это почти на грани реальности танцевали корифеи Санкин-Голованов- Ходжаян. И видишь, как сохранили и изменили этот бег – спор молодые, новые «пастухи»… Из движения растет рассказ, – так вышло, что кудесник Моисеев поведал этим танцем больше, чем про обычаи и нравы гаучо можно почесть в книгах… Свистит, летит, ходит волнами, завораживает «Яблочко» – эта живая классика, этот танцевальный манифест силы, славы, ловкости. И хочется в пляс, и прекрасный зал нашей израильской оперы несется и радуется темпу, азарту, стихии, перед которой отступает боль и грусть. Всезнающий и всеведущий Дмитрий Быков считает самым лучшим антидепрессантом Чехова. И он прав. Тяжко на душе – читай Чехова. Если даже не пройдет депрессия –все равно польза для ума. Я сегодня поняла, что есть еще один чудесный рецепт от тоски – ансамбль Игоря Моисеева, юный, динамичный, завораживающий танцами и тем счастливым, терпким, почти не существующим в природе зельем, которое зовется творческой неповторимостью. Можно танцевать лучше или хуже, можно искать сложные хореографические приемы или одухотворять многозначительные паузы- уникальность нельзя разучить или просто себе присвоить. Она дается талантом и трудом, и еще она – свыше. Уникальны египетские пирамиды, Джоконда, и звучание грузинских хоров. И совершенно уникальны моисеевцы. Очередной визит в Израиль феноменального ансамбля танца имени Игоря Моисеева вызвал огромный интерес. Залы полны. Публика заинтригована. Зрители в зале делятся на две категории – те, кто только слышал, немного знает, почти не видел –и те, кто знает все. То есть все совершенно –историю, репертуар, звездных солистов прошлых лет.
…Летят- кружатся живые колеса-узоры, мчатся вихрем танцовщики в классическом, эталонном русском хороводе, взлетают коралловые юбки, хоровод цветет улыбками, излучает радость, удаль и сила танца, очарование и энергия идут в зал. Этот концерт – на все вкусы, на все характеры. В концерте- полотне соединяются прошлое и день нынешний. Всего много – и все очень разное.
Моисеев научил многие народы танцевать свои национальные танцы. Этот рафинированный Мефистофель танцевального космоса, Гауди танца придумал планете еще один язык. Причем- понятный и объединяющий. Шедевры, образцы для подражания, отточенные слова-движения умел сотворить только он. Взяв шаг, стиль, ментальные особенности, даже сказовую интонацию того или иного народа, Моисеев создал образцы академического фольклора. И потому у его детища-ансамбля такой всемирный авторитет. Статус живого музея. Точно знаю, что белорусская «Бульба», да и все последующие танцы «терпеливых и скромных» белорусов – моисеевская пластическая архитектура, он нашел, вывел формулу, дал прием, вдохнул свет…
Глинковская «Арагонская хота» ассоциируется только с этим каскадным, обескураживающе энергичным, нарядным плясом, и он совершенно оттуда, из Испании, будто языку молодого, еще задорного и задиристого Гойи нашел точный танцевальный аналог…
Сюита «Танго «Del Plata» (хореограф Лаура Роатта) – новая, совсем свежая в репертуаре. Ее организаторы гастролей вынесли, как титульный, главный символ программы. Она немного аморфная, в ней нет гипноза и мощи, звездного напряжения того ансамбля Моисеева, который мы знаем и который нас покоряет. Это танго – не уникально. Оно не возносит коллектив к звездам. Нет гибельности и надрыва, нет самосожжения. Это крепкая постановка, картинная, декларативная. В ней всего вроде много – и все можно заменить на нечто другое, причем ни смысл, ни драматургия при этом не пострадают.
«Сиртаки» – стойкое украшение программы. Благородный, мощный, с гипнотическим ритмом и узором, этот танец наполняет душу благоговейным светом. Он уникален и грандиозен. Возможно, на фоне колонн храма он и не очень органичен, но это – как и все эти заметки –сугубо мое мнение…
Идеальная цветистая шутка «Табакэряска» (в ней когда-то блистала нынешний худрук коллектива, прекрасная Елена Щербакова!) всегда радует и заставляет таять сердце. Смешная, легкая, неповторимая, эта миниатюра словно на недолгое время переселяет в Молдавию, и все становятся молдаванами, и весь зал счастливо смеется…
«Рок-н-ролл»… Исторически –пародийно- пластически сконструированная новелла, мир мечты (для живших в 60-е в СССР), мир смешной и серьезной жизни «за занавесом», когда и небоскребы, и саксофоны, и Kodak, и юбки, и майки – все декларативное, а танец, движение – безусловны и изумительны!
Счастье видеть красоту, наслаждение от встречи с высоким качеством, талантом, поиском и пиететом к тому, что рождено талантом народов, путешествие в большой мир на ковре-самолете танца – это моисеевцы. Как хорошо, что они приезжают к нам, как же безоговорочно устраняют всякую депрессию! Слышите, Дмитрий Львович? Слава антидепрессантам! Слава, моисеевцы!
Фото: © Сергей Демьянчук и Елена Запасская