Заглавное фото – Mike Nelson: The Asset Strippers. Tate Britain, Duveen Galleries. Фото – Маша Хинич
Майк Нельсон, участник Венецианской биеннале от Великобритании и номинант Премии Тернера, 52-летний английский художник, известный своими пространственными многоуровневыми инсталляциями-лабиринтами, перенасыщенными культурными и политическими аллюзиями, получил год назад предложение трансформировать цепочку-анфиладу огромных центральных галерей Tate Britain. Что он и сделал, назвав свою меланхоличную экспозицию THE ASSET STRIPPERS. Ежегодно устраиваемый особый престижный проект при поддержке Sotheby’s в Duveen Galleries музея задает художникам высокую планку, ведь их творческие решения должны соотноситься с пространством неоклассических галерей, напоминающих длиннющий бальный зал. Среди наиболее известных работ Майка Нельсона – инсталляция «Коралловый риф» 2000-го года, также хранящаяся в Tate Britain, и инсталляция, сделанная для павильона Британии на Венецианской бьеннале 2011 года. Среди художников, уже создававших спецпроекты для Duveen Galleries – Мона Хатум, Аня Галаччо, Майкл Лэнди, Марк Уоллингер, Мартин Крид, Фиона Баннер, Антея Гамильтон, Серит Вин Эванс и Пабло Бронштейн.
Но это было все краткое вступление перед входом сквозь тяжеленные и толстенные массивные двери в бальную анфиладу галерей, полную паутины (настоящей?), старых станков, напоминающую свои же трупы, точнее остовы, а еще точнее останки британской промышленности, славы матери колоний и империй. Кстати, галереи Дювина были первыми публичными галереями в Англии, разработанными специально для показа скульптуры. Открытые в 1937 году на средства арт-дилера и филантропа, одного из самых щедрых покровителей Тейт-Гэлери, сэра Джозефа Дювина, неоклассические галереи длиной 300 футов были спроектированы Джоном Расселом Поупом, Ромэйн-Уокером и Гилбертом Дженкинсом.
То есть мы можем назвать старые станки не инсталляциями, а вернуться к доброму старому понятию – скульптура. Скульптура в виде умерших автоматов и машин – резных, сварных, прессов, зажимов. Станков ткацких и токарных, вязальных и слесарных. Некоторые остались нетронутыми: Майк Нельсен выставил их как есть – в полной станочной наготе, не прикрытые даже идеей, так, как нашел их на складах и блошиных рынках, на заброшенных фабриках и в мастерских. Провода изъедены, масло высохло, шпиндели заржавели. Другие же механизмы сложены друг на друга в причудливых пирамидах и композициях, то есть стали скульптурами, памятниками исчезнувшим отраслям индустрии.
Майк Нельсон месяцами собирал эти предметы/объекты со складов, в том числе и из тех хранилищ, куда сборщики долгов складывали ненужное оборудование, выбрасывая на улицу тех, кто еще умел его использовать. Он собрал вязальные машины, деревянные части бывших армейских казарм, стальные навесы и больничные двери. Нельсон «перепрофилировал» эти машины (не переплавляя и не ломая) и превратил их в скульптуры, неожиданно выявляющие их эстетику – изгибы и повороты, формы и тени. Он ухитрился превратить машинную рухлядь в печальную повесть о славном прошлом, укладывая бетонную матрицу на поддон с телефонными столбами, устанавливая двигатель на груде мешков, и вызывая из прошлого сон о станках. Эти сны в галереях Дювина возвышаются над посетителями, как тотемы промышленности. Вы переходите из зала в зал, входя и выходя в этот лабиринт каждый своим путем из примыкающих пространств. Ряды тотемов не кончаются, двери открываются и захлопываются как в салунах (больничных коридорах), разделяя и соединяя эти залы-путешествия по британской промышленности. Можно, конечно, сравнить эту выставку с метафорой о закате империи, с иллюстрацией к Brexit, с некой ностальгией по тому времени, когда жизнь не казалось столь быстротечной, как сегодня. Можно сравнить увиденное со старостью, с изменой собственного тела в разрушающемся мире вокруг. А можно просто быть зевакой-бездельником и наслаждаться увиденным, дивясь фантазии Майка Нельсена и забыв о крахе индустриальной империи. Так или иначе, Нельсену отлично удалось превратить классические галереи в склад памятников утраченной эпохи и ушедшего общества, переплетя станки со скульптурой и историей Британии, представив механизмы-артефакты вместо королевских сокровищ в своем скульптурно-инсталляционном лабиринте-исследовании связей между обществом и эпохами, сняв искусство с постаментов и пьедесталов в интерьере исторической архитектуры.
Кстати, инсталляции Нельсона «живут» только в период времени выставки, для которой они были сделаны. Лондон ждет вас – до 6 октября.
Сайт Tate Britain – https://www.tate.org.uk/visit/tate-britain