fbpx
Опера

«Макбет» Джузеппе Верди в Израильской опере с 17 по 29 мая 2016 года

Израильская Опера продолжает участвовать в мировом фестивале Shakespeare Lives, приуроченном к 400-летию со дня смерти Шекспира. Месяц назад в Тель-Авиве был представлен спектакль «Ромео и Джульетта». С 17 мая в Опере зазвучит музыка Джузеппе Верди к «Макбету» – первой «шекспировской» опере этого композитора, ставшей одной из известнейших и популярнейших опер в мире. В Тель-Авиве будет показана постановка в режиссуре Жана-Клода Оври (уже ставивший «Макбета» в Тель-Авиве 14 лет назад), а продирижируют оперой попеременно француз Эммануэль Джоэль-Хорнак и израильтянин Юваль Цорн.

Созданные четыре с лишним века назад пьесы Шекспира поражают своей актуальностью, ведь в них бурлят вечные человеческие страсти: любовь и коварство, нежность и ненависть, страх и решительность, тщеславие и смирение. «Целый мир им завоеван: его победы прочней побед Наполеонов и Цезарей. Величайший поэт нового мира создан для вечности – и будет жить вечно!» – так говорил Тургенев, а вот театральное суеверие гласит, что нельзя произносить вслух имя «Макбет», если не хочешь накликать провал спектакля. Рекомендуется использовать более абстрактное определение трагедии Шекспира – «шотландская пьеса», которую на русский язык гениально перевел Пастернак. А за столетие до него гениально положил на музыку Верди, первым решившимся перенести на сцену драму Шекспира в варианте, близком к оригинальному. «Макбет» – первая опера Верди на шекспировский сюжет – и две его последние оперы «Отелло» и «Фальстаф»  являются непревзойденными музыкальными интерпретациями шекспировских произведений.

Makbeth-Y.Zwecker(PH) (97) (Medium)

Итальянские композиторы, использовавшие в своих операх «шекспировские» сюжеты: «Отелло», «Капулетти и Монтекки»  – Россини, Ваккаи, Беллини и другие, на самом деле опирались на материалы итальянских новелл, хотя некоторые эпизоды и соприкасаются со сценами из трагедии Шекспира. Верди подошел к работе со всей ответственностью и рвением. Самым сложным этапом в работе для Верди было написание либретто, ведь нужно было изложить основную сюжетную линию пьесы, при этом избегая часто смену сцен и декораций, что в операх, как правило, недопустимо: «…Единственная причина, удерживающая меня от того, чтобы чаще браться за шекспировские сюжеты, кроется как раз в этой необходимости ежеминутно менять декорации. Когда я чаще посещал театр, эта перемена декораций приводила меня в величайшее раздражение, и мне казалось, что я присутствую при представлении с волшебным фонарем. Французы нашли в этом деле единственно правильное решение – они строят свои драмы таким образом, что требуется только по одной декорации на каждый акт; действие, благодаря этому, движется вперед без каких бы то ни было препятствий и без того, чтобы внимание публики было чем-то отвлечено» (из письма Верди, 29.06.1853).

Джузеппе Верди  сам пишет полный текст либретто в прозе, разделив его по сценам и номерам. Либреттисту Франческо Марии Пьяве оставалось только перевести текст в стихотворную форму. Некоторые сцены были доработаны итальянским поэтом и переводчиком Андреа Маффеи. Написание музыки и либретто шло параллельно. Верди полагал, что музыка «Макбета» (первой из трех его шекспировских опер)  должна «подчеркивать поэзию, а не композитора». Он говорил либреттисту: «Пишите короткие строфы. Не должно быть ни одного лишнего слова. Все должно иметь смысл». В результате либретто оперы сохранило образность шекспировского языка, хотя несколько известных фраз оказались пропущенными.

Премьера первой версии оперы «Макбет» состоялась в 1847 году в Театро дела Пергола во Флоренции. Однако вскоре французский издатель и друг Верди Леон Эскюдье попросил его добавить «немножко балета». Верди согласился и воспользовался этой возможностью, чтобы значительно «доработать» всю оперу. Так родилась вторая версия оперного «Макбета» – музыкального переложения трагедии Шекспира с ее потрясающим драматизмом и титаническими страстями, трагедии о неизбежном возмездии за захват власти путем кровавых преступлений

«И шотландская королева
Напрасно с узких ладоней
Стирала красные брызги
В душном мраке царского дома…»

Анна Ахматова

Напомним, что 400 лет со дня смерти Уильяма Шекспира будут отмечаться 23 апреля. Чтобы отметить это событие, Британский Совет проводит по всему миру фестиваль Shakespeare Lives – обращенное ко всему миру приглашение открыть для себя Шекспира и соприкоснуться с его творчеством через новые театральные постановки, фильмы, мультимедийные проекты, выставки и другие события, а в чем-то и переосмыслить его наследие. Начиная с января 2016 года любой желающий сможет стать частью фестиваля Shakespeare Lives, приняв участие в глобальной онлайн-кампании Share Your Shakespeare. Участники проекта из разных стран, в том числе известные актеры, телеведущие, искусствоведы, будут выкладывать в соцсетях короткие видео с рассказом о своих любимых произведениях Шекспира или размышлениями о творчестве драматурга, за которыми можно будет следить по хештегу #PlayYourPart. Ожидается, что в программе Shakespeare Lives примут участие более 500 млн человек по всему миру. Фестиваль Shakespeare Lives начался осенью 2015 года и продлится весь 2016 год. Одним из самых ярких событий фестиваля обещает стать проект «Весь мир – театр», участникам которого будет предложено записать на видео отрывки из пьес Шекспира в собственном исполнении и поделиться ими со всем миром. Кульминацией проекта станет онлайн постановка, состоящая из этих записей.
«Макбет»

Композитор – Джузеппе Верди. Авторы либретто – Джузеппе Верди и Франческо Мария Пьяве при участии Андреа Маффеи. Текст Пьяве основан на прозаическом переводе Карло Рускони, напечатанным в Турине в 1838 году.
Действие происходит в Шотландии, а затем на границе Шотландии и Англии в 1040 году.
Первая постановка: Флоренция, театр «La Pergola», 14 марта 1847 года.
Позднее опера переработана для Парижа. Ко второй редакции написана балетная музыка. Первая постановка в Париже 21 апреля 1865 г. в Theatre Lyrique.

Представления в Израиле: 17-29 мая 2016 года
Режиссер: Жан–Клод  Оври
Дирижеры: Эмануэль Джоэль-Хорнак и Юваль Цорн
Израильские и зарубежные солисты:
В роли Макбета, тана Гламиса попеременно выступят баритоны Луччо Гало и Витторио Вителли из Италии. Вителли уже выступал в Израильской опере в постановке «Травиата». В роли леди Макбет попеременно выступят сопрано Мария Пиа Пишителли из Италии и Ирина Бертман из Израильской оперы. В роли Банко выступят Рикардо Зенелатто из Италии и Гоча Датосани из Грузии. Роль лорда Макдуфа споют  тенора Гастон Риверо из Уругвая (уже выступавший в постановках «Богема» и «Три тенора» в Акко) и Сальваторе Италии. В роли Малкольма выступят израильские теноры Эйтан Дрори и Гитай Фишер. В роли доктора выступит известный израильский баритон Яир Полищук, а партию фрейлины леди Макбет исполнят меццо-сопрано Анат Чарны и сопрано Эфрат Вольфсон. Макбета исполнит Габриэль Любенгейм, а в роли ведьм – бас-баритон Анатолий Карасик и сопрано Тали Кецеф, Таль Ганор и Галина Хализова.

Даты спектаклей:
Вторник, 17.5, 20:00 (премьера) . Четверг, 19.5, 20:00. Пятница, 20.5, 13:00. Суббота, 21.5, 21:00. Воскресенье, 22.5, 20:00. Понедельник, 23.5, 20:00. Среда, 25.5, 20:00. Четверг 26.5, 20:00. Пятница, 27.05, 13:00. Суббота, 28.5, 21:00

Новая постановка, исполнение на итальянском языке с субтитрами на английском и иврите. Продолжительность: около трех часов

Предварительная лекция – за час до начала каждого представления, бесплатно для владельцев билетов на спектакль на этот вечер

Заказ билетов: www.israel-opera.co.il, 03-6927777 или в кассе «Браво»

Израильская Опера – Центр сценических искусств, Шауль а-Мелех 19, Тель-Авив

Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии Йоси Цвекера предоставлены пресс-отделом Израильской Оперы

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com