Он – задерганный рядовой бухгалтер. Она – домохозяйка. Одна случайная встреча переворачивает их обыденность вверх тормашками, и они поддаются этому особым образом: они остаются вместе. На одну ночь, один раз в год, в одном и том же месте.
В преддверии появления классического спектакля «Там же, тогда же» на израильской сцене мы побеседовали с Максимом Авериным.
Беседовала Севиль Велиева
– Максим, я очень хотела бы спросить Вас об Израиле, но боюсь, какой бы вопрос я ни задала, он будет избитым – тем более, что вот наше Мертвое море Вы не любите J) Давайте так: вы сами скажете несколько слов о том, какие эмоции вызывает в вас Израиль?
– Я его очень люблю! Мне приятно, что один из дней рождения я провел в Израиле, играя спектакль. Я всякий раз с огромным удовольствием бываю в Израиле.
– А почему? Он вам близок с религиозной позиции? Вы верующий, Максим?
– Это сложный вопрос. Если говорить о себе «я верующий», это значит задать себе высокую планку соответствия. Это значит, что ты ходишь в церковь, соблюдаешь посты…
– Простите, я специально спросила не о религиозности, то есть внешних составляющих, а о вере – той, что внутри.
– Я не уверен. Мне кажется, это нельзя разделять. Я безусловно верю в высшую силу, в бога. Но между тем… Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что для этого мне пришлось бы сесть рядом с вами и рассказать всю свою жизнь. И в конце этого рассказа я бы, вероятно, смог бы ответить на вопрос, верующий ли я. Но я испытываю огромную благодарность к богу, за то, что моя жизнь так прекрасна. Я уверен, что бог есть.
– В Стену Плача записку вкладывали когда-нибудь?
– Нет. Потому что я ничего не прошу. Я однажды приехал в Израиль с целым ворохом записок от всех. Это был первый мой визит в Израиль, и мне передали огромное количество записок с просьбой вложить их в Стену. Я выполнил все – но одна записка потерялась. Я не вкладывал свою, повторяю, потому что не хотел ни о чем просить. А потерянная записка – она была от моего близкого друга. И она написала в ней просьбу чтобы у меня все было хорошо. И именно она потерялась.
– Символично!
– Да. Неважно, где твоя Стена Плача, и даже неважно, что ты не сам для себя что-то просишь. Но каждый день, ложась спать, я благодарю бога за еще один день, за то, что он состоялся, за то, что с моими близкими все было хорошо. Каждый сам себе возводит Стену Плача в душе и вкладывает в нее свои мысленные записки. Но каждый раз, приезжая в Израиль, я иду к Стене, и в Храм Гроба Господня, потому что верю, что это сильнейшее место.
– Несколько слов о спектакле «Там же, тогда же», который вы привозите в Израиль?
– Вы знаете, этот спектакль ко мне очень долго шел. Сначала я его просто обожал и мечтал сыграть в нем. Потом он долгое время кочевал из рук в руки продюсеров, то исчезая, то появляясь вновь. И потом, когда уже спектакль был уже создан, в адских условиях и с чрезмерными усилиями, я вдруг понял, что роль, которую я никогда не примеривал на себя и считал, что она крайне далека от меня, стала вдруг очень личной и дорогой для меня. В нем играет мой самый дорогой друг, Аня Якунина, и это, конечно, сделало спектакль еще более дорогим и близким для меня. И поэтому я говорю, что, рассказывая эту историю, мы в какой-то мере рассказываем про свою жизнь. И я рад, что этот спектакль едет в Израиль, и благодарен всем, кто сделал это возможным. Я, когда приезжаю в Израиль, буквально тону в этой теплоте, которой меня окружают друзья, коллеги, зрители, сама страна. И мне кажется, в этом тоже есть особый божий промысел.
– Максим, Вы проработали в театре «Сатирикон» без малого два десятка лет. Я не буду спрашивать, почему Вы ушли, спрошу другое: каковы ощущения артиста-фрилансера? Нет чувства «бездомности» без театра?
– Нет-нет, это устаревшая информация: я работаю сейчас в Театре сатиры. Мой педагог Александр Ширвиндт в этом году пригласил меня в труппу театра, так что я уже, увы, не фрилансер.
– А мне несложно перефразировать вопрос: Вы сейчас, как штатный актер, не скучаете по периоду, когда были свободным художником?
– Дело в том, что в моей жизни ничего не изменилось. Театр учитывает мои интересы. За те три года, когда я был актером-фрилансером (смеется), в моей жизни произошли серьезные изменения. Сначала я сильно болел. Это напоминало фантомные боли: человеку отрезают ногу, а он чувствует, как она чешется. Это было ужасно, но я понимал, что меня судьба готовит к чему-то новому, другому, и вся это тоска по театру – это шаг вперед. Я знал, что я не вернусь. За мной есть одна особенность: я могу страшно сожалеть о чем-то, страшно скучать, но я не возвращаюсь к прошлому.
– Ни к людям, ни к местам?
– Понимаете, когда что-то заканчивается, это же не мое решение только. Это несколько человек так решили, собравшись, поэтому даже если бы я хотел вернуться, то не очень ясно, куда и к кому возвращаться. А что ж, я вернусь, а там меня уже не надо? Да и я – я же сам сделал этот шаг, шагнул в новую жизнь, меня никто не заставлял. Но раз шагнул – надо идти вперед. А потом случилось так, что у меня ушла из жизни мама, и это отрезало все, что было до. Меня стали занимать совсем другие вещи и вопросы. Эпоха закончилась.
Организаторами израильских гастролей спектакля «Там же, тогда же»- Марат Лис и компания «Cruise International».
Заказ билетов в интернет-кассе cruiseinter.com
- 13 декабря, Хайфа, Аудиториум
- 14 декабря, Беэр-Шева, Центр сценических искусств — Большой зал
- 15 декабря, Ашдод, Центр сценических искусств
- 16 декабря, Тель-Авив, Театр Гешер — зал Нога
Фотографии предоставлены организаторами гастролей – компанией «Cruise International».