Это уже вот-вот-вот. Никуда не бежим, чинно сидим дома, включаем компьютер, телефон или умный телевизор. И – вуаля! – вы на выставках, лекциях, симпозиумах фестиваля «Манофим». Вход – за символическую плату, сборы от доходов пойдут в помощь художникам. Хотела было написать на вспомоществование, но это уже как-то чересчур пессимистично звучит, так что все-таки – им в помощь, нам – интересующимся – в радость.
12-й фестиваль искусства «Манофим» в Иерусалиме пройдет онлайн с 27 по 29 октября 20202 года. «Манофим» («Рычаги») – фестиваль искусства, ставший за 12 лет практически неотъемлемой частью культурного ландшафта Иерусалима, ну почти что, как Башня Давида и трамвай. И, как и трамвай, этот фестиваль с намеченного пути уже не сбить, не свернуть и не своротить, даром что рельсы под рычагами в этом году виртуальные. Что поделать – испробуем в очередной раз искусство в цифровом формате. Тем более, что фестиваль «Манофим», каждую осень открывающий сезон искусства в Иерусалиме, стал по сути своеобразным свистком: прозвучало «Манофим» – галереи выходят на старт, демонстрирует все увлекательно-искусственное, варящееся в столице, при всей сложности иерусалимского сосуществования и при сотрудничестве с сообществами и художниками разных групп населения, всех возрастов и из разных слоев архитектоники города.
«Манофим 2020» в коронной версии – это три дня и три ночи выставок, разговоров, лекций, презентаций, премьер, 72 часа видимости общения, ставшего ныне тождеством общению цифровому, под стать текущей экзистенции. И чтобы никто не сомневался в том, что наше дело – правое (в смысле прав на существование художественного рынка, а не сторон политического спектра), то начнется фестиваль, его открытие без открытия с праздничной премьеры – с ночного шоу в Библейском зоопарке Иерусалима. Далее в дигитальной программе – Иерусалимская художественная конференция с прозрачным названием «Момент истины», визуальные интернет-четырехсторонние мероприятия «Черед художника» – встречи с иерусалимскими художниками в их мастерских и в галереях; лекции из-за коронной заграницы – литовской художницы, поэтессы, драматурга и писательницы Вайвы Грайните, австрийских художников Кристофа Вебера и Николауса Экхарда; Храга Вартаняна – американского писателя , искусствоведа, куратора, главного редактора и соучредителя журнала об искусстве Hyperallergic
А также: «Журавли» – искусство для подрастающего поколения – экскурсии и творческие семинары для детей и всей семьи; удивительные виртуальные туры по искусству, которое существует только в Иерусалиме, «The Mixer» – музыкальный намешанный-перемешанный саунд-трек фестиваля, с оригинальными музыкальными выступлениями Асафа Амдурского, Vulcan Entertainment, Blackbrush (Равид Калани и Узи Рамирес) и Эллы Даниэль.
И еще – презентация выпуска «Придумано природой » интернет-журнала «ха-Рама»
Основатели и руководители фестиваля «Манофим», художницы Лихи Шулов и Ринат Эдельштейн говорят – и по праву (снова не политическому, а человеческому): «Мы устали, мы волнуемся, но счастливы и гордимся тем, что представляем публике фестиваль «Манофим» в Corona-версии 2020 года. Фестиваль проводится уже 12 лет и с момента его основания ни разу не отменялся, даже в годы крайне неблагоприятной ситуации с безопасностью в Иерусалиме. В этом году продолжение существования «Манофим» стало необходимостью, пусть даже то, что мы говорим, слышится как избитое клише: на наш взгляд, культура является неотъемлемой частью ткани жизни. Независимый фестиваль никогда не бывает легким делом. Любой билет, приобретенный на каждое из мероприятий, поможет нам поддержать художников, участвующих в фестивале, художников, переживающих непростой период последние восемь месяцев. Фестиваль этого года в виртуальном формате поможет нам остаться независимыми и продолжить общую деятельность в ближайшие годы».
«Манофим» («Рычаги») начинался 12 лет назад как небольшое и абсолютно независимое частное мероприятие, затеянное и осуществленное двумя молодыми иерусалимскими художницами – Лихи Шулов и Ринат Эдельштейн. Независимым фестиваль остался – его руководительницам никто не диктует никакие правила, но сама идея фестиваля настолько убедительна, востребована и нужна, что год от года фестиваль получает всё большую и большую поддержку, как и частных лиц, так и различных организаций. Может, именно поэтому, фестиваль «Манофим» настолько разнообразен, современен, удивителен и интересен, и в последние годы вызывал своей реальной жизнью немалый ажиотаж:. Удивительно, как 12 лет назад две молодые женщины смогли сдвинуть с места гору того, что принято называть общественным интересом к современному искусству и доказать, что оно, искусство – да интересно, любопытно, важно и нужно.
Фестиваль «Манофим» в этом году и его выставки состоят из множества слоев – банальных, очевидных, скрытых, противоречивых. Каждый слой – это своя история и свой рассказ, Но узнать и понять это стоит всем – как на экскурсиях, так и на выставках, лекциях, встречах, показах, симпозиуме, семинарах, концертах, перформансах, спектаклях – на всем, что описано в программе фестиваля на сайте http://manofim.org/ и на странице фейсбука https://www.facebook.com/manofimjerusalem
Страница мероприятий фестиваля – https://www.facebook.com/pg/manofimjerusalem/events/?ref=page_internal
Маша Хинич. Иллюстрация предоставлена пи-ар бюро Хадас Шапира הדס שפירא