Верхнее фото – copyright by Martynas Aleksa
«Кавалер Де Грие, напрасно,
Вы мечтаете о прекрасной,
самовластной – в себе не властной –
Сладострастной своей Манон!»
Марина Цветаева
Роман аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» оказал огромное влияние на развитие французской литературы. Точно так же опера Массне – важнейший этап эволюции оперного жанра во Франции. Считают, что «Манон» – это квинтэссенция оперы вообще. В ней есть то, за что любят этот жанр: бурные страсти и прекрасные мелодии. Многие коллизии этой оперы выглядят абсолютно современными, ведь выбор между любовью и деньгами порой встает сегодня не менее остро, чем во времена Прево. В XIX веке появилось несколько опер и балет о судьбе Манон. В 20-м столетии историю, сочиненную аббатом Прево, превратили в кинофильм. Сюжет будоражит деятелей театра и нашего времени. Выдающийся английский хореограф Кеннет Макмиллан поставил балет «Манон» на музыку Массне в лондонском Королевском театре в конце ХХ века.
Всего же на тему романа Прево создали оперы пять композиторов – М. А. Белф (1836), Д. Ф. Э. Обер (1856), Дж. Пуччини (1893), X. В. Хенце («Бульвар Солитюд», 1951) и Ж. Массне (1881). Постановкой последней откроется новый сезон Израильской оперы.
Сам Массне спустя несколько лет после создания «Манон» вернулся к роману Прево, написав одноактную оперу под названием «Портрет Манон» (либретто Жоржа Буайе, 1894). Сюжет же «главной», знаменитой оперной «Манон», заимствованный из повести аббата Прево, рассказывает о трогательном и печальном романе бедного юноши, студента де Грие, который хотел посвятить себя служению церкви, и легкомысленной девицы, погубившей себя. Ее именем названо это произведение, хотя… «Дорогой шевалье, когда нечего есть, о какой любви может идти речь?» (из письма Манон Леско кавалеру де Грие).
Либреттисты этой оперы – А. Мельяк (1832—1897) и Ф. Жилль (1831—1901). Действие происходит то во дворе провинциальной гостиницы, то на шумной площади в Париже, то в соборе, то в игорном доме, то в скромной комнате де Грие, то на дороге в Гавр, по которой проходили каторжники. Здесь представлены зарисовки городской жизни Франции XVIII века, различные социальные слои общества и человеческие типы. Однако в центре – судьба двух влюбленных. У Массне сохранены основные сюжетные линии романа, но изменен финал, и образ героини приобрел иные черты. Это скорее парижская гризетка, чем простодушная героиня, способная и на самопожертвование, и на измену.
Осознавал ли французский аббат Антуан Франсуа Прево, создавая свою «Историю кавалера де Грие и Манон Леско», что она станет одним из шедевров литературы? И что образ пленительной, грешной, жаждущей роскоши, а в итоге познавшей большую любовь Манон откроет список куртизанок-авантюристок, которых возвысит и оправдает любовь?
Опера Массне была закончена в 1881 году. Первое представление состоялось 19 января 1884 года в Париже, на сцене Opéra Comique. С того дня и до сих пор «Манон» Массне считается одним из лучших образцов французской лирической оперы.
«Манон» (название которое Массне отстаивал и защищал как свое авторское – другие оперы на этот сюжет назывались «Манон Леско») после «Фауста» и «Кармен» – наиболее популярная французская опера, как в самой стране своего рождения, так и за ее пределами. Первой исполнительницей роли Манон была знаменитая сопрано Мария Хейлбронн. Она и сама опера имели огромный успех, но певица скончалась после восьмидесяти представлений. Массне глубоко страдал. Он написал: «Я предпочел скорее снять оперу, чем видеть в роли Манон другую певицу».
Неожиданный перерыв в постановках оперы затянулся. Вскоре после ее снятия с репертуара самим Массне здание театра Opéra Comique сгорело, и «Манон» не возобновлялась здесь еще десять лет. Тем временем это произведение стало необычайно популярным во всем мире, и в Opéra Comique вернулись к ней с энтузиазмом. Только в этом театре опера шла около трех тысяч раз. Она до сих пор составляет основу его репертуара. Музыка оперы показательна для музыкальных вкусов «Прекрасной эпохи» («Belle Époque») 1870-1914 годов во Франции.
Именно благодаря «Манон» Жюль Массне окончательно утвердился как один из ведущих авторов французской оперы, в которую принес новые сюжетные повороты, новые характеры, новые театральные и музыкальные реальности – мир кафешантана, напудренных красоток, мук чувственной любви…
Постановка «Манон» Жюля Массне в Тель-Авиве – результат сотрудничества между Израильской оперой, Оперой Сан-Франциско и Литовским оперным театром. Режиссер и сценограф Винсент Боссар черпал вдохновение в традиционных французских визуальных образах, используя и «крупные» кинематографические планы. Границы времени и места исчезают, и на первый план выходит то, что делает «Манон» универсальной для всех эпох.
«Жанр французской лирической оперы требует, чтобы певцы обладали и немалыми актерскими способностями, – говорит Боссар. – Мы воссоздали на сцене подлинные чувства, подлинные характеры через вокал, речь и танец. Это очень интимная и очень трогательная опера, а музыка Массне насыщена любовным томлением, страстью, экстазом…».
В роли Манон мы увидим и услышим сопрано из России Екатерину Баканову (исполнившую в Израильской опере партию Донны Анны в «Дон Жуане» в 2018 году) и сопрано из Румынии Кристину Пассарау (выступившую в Израильской опере в роли главной героини Лейлы в «Искателях жемчуга» Бизе в 2016 году). Итальянский тенор Леонардо Кайми (для него появление в Израильской опере будет премьерным) и корейский тенор Хо-Юн Чунг (недавно исполнивший в Израильской опере роль Вертера в одноименной опере того же Массне) на этот раз предстанут в партии шевалье де Грие. Американский баритон Дэвид Адам Мур и израильский баритон Одед Райх выйдут на сцену в роли Леско, кузена Манон. Израильские басы Денис Седов и Владимир Браун исполнят партию отца героя, графа де Грие. В остальных ролях Эйтан Дрори (Гийо), Яир Полищук (Бертини), Юрий Кисин (трактирщик), Яэль Левита и Элинор Зон (Пуссета), Таль Бергман и Шакед Струль (Жавотта), Шай Блох и Анат Чарны (Розетта).
Дирижер – Дан Этингер.
Постановка и сценография – Винсент Боссар
Режиссер обновленной остановки – Гедиминас Садуйкис
Хор Израильской оперы (хормейстер – Эйтан Шмайсер).
Израильский симфонический оркестр Ришон ле-Циона.
Опера исполняется на французском языке. Титры – на иврите и английском.
Представления состоятся:
7.11, четверг, 20:00
8.11, пятница, 13:00
9.11, суббота, 20:00
11.11, понедельник, 20:00
12.11, вторник, 20:00
13.11, среда, 20:00
14.11, четверг, 20:00
15.11, пятница, 13:00
16.11, суббота, 20:00
18.11, понедельник, 18:00
Цена билетов: 195 – 445 шекелей.
Перед премьерой «Манон», в субботу, 2 ноября, в 11:00 всем желающим выпадет уникальная возможность познакомиться с теми, кто создавал этот спектакль – солистами, дирижером, постановщиками.
В дни представлений, за час до начала спектаклей, пройдут 30-минутные вступительные лекции, посвященные опере «Манон» (без дополнительной платы для тех, кто приобрел билеты на спектакль в тот же вечер).
Заказ билетов в кассе Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»: http://bit.ly/359JILR
Спектакли проходят в Оперном театре Тель-Авива имени Шломо Лахата (Чича)
(бульвар Шауль ха-Мелех, 19).
Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии © Martynas Aleksa
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting