Верхнее фото – фрагмент работы Галя Вайнштейна “Нахалаль” (Фото – Авраам Хай).
В преддверии 70-летия Независимости Израиля, музей Эрец-Исраэль в Тель-Авиве (MUSA) открывает серию выставок, которые расскажут посетителям о многогранности нашей страны. Первая выставка под названием «Карта Израиля – читаем между линиями» открыта с 6-го марта и продлится до 31 июля 2018 года (торжественное открытие – 15 марта). На выставке представлены 150 работ 50 известных израильских художников. Куратор выставки – Батья Донер.
Карта – это схема, символизирующая целостность Израиля и, в то же время, напоминающая о разнообразии природы, пейзажей, ароматов и вкусов растений нашей страны. Карта для пикников, карта культуры и искусства, карта как воспоминание и красочное отражение очарования одной из самых увлекательных стран мира. Карта – модель, образец пейзажа, символическая идея чувства принадлежности. В работах, представленных на выставке, отражены взаимоотношения между ландшафтами, картой Израиля и представлениями художников о культуре и искусстве.
Именно это сочетание схематической и эмоциональной подоплеки карты нашло выражение в оригинальных работах таких признанных мастеров, как Михаэль Сеген-Коен, Миха Ульман, Давид Тартаковер, Циби Гева, Галь Вайнштейн, Эфрат Натан, Дганит Берест, Фрид Абу-Шакра, Зоя Черкасская, Шариф Вахад, Арман Литман и другие.
Карта показывает нам, где находится объект, и как до него добраться. Вместе с тем, у карты существует и символическое значение, так как она подтверждает фигурально существование тех или иных мест, определяет пространственные связи между ними. Отсюда и многочисленные выражения на иврите, связанные со словом «мапа» (карта) – «положить что-то на карту», «удалить с карты». Но иногда карты теряют актуальность и превращаются в символику исторических событий. Карта может быть динамичной, а может застыть подобно мифу, стать предметом из прошлого, темой споров для историков и политиков.
Куратор Батья Донер говорит: «трудно избежать политических дискуссий, когда речь идет о карте Израиля. Однако, можно рассматривать произведения искусства, связанные с картой Израиля, в отрыве от стандартной реакции на те или иные политические разногласия. Произведения искусства дают нам возможность отключиться от злободневного и задуматься о связи человека с этой землей. Это выставка – анти-клише. Она – анти-политическая, анти-концептуальная. Но она показывает связь человека и дома, метафоры и пейзажа. Эта выставка говорит о классических источниках, об утопии и саботаже, о культурном ландшафте и коллективном сознании; о двойном тиснении памяти – памяти поколений, о ретроспективе, об общности памяти и истории».
Таковы работы Ори Рейзмана, Авраама Офека и Михи Ульмана. В своем произведении другая художница – Эфрат Натан – как бы поднимает с земли знаменитую «палатку» первых поселенцев и превращает ее в некий символ героического прошлого. Работа Тартаковера «Прекрасная страна» возвращает наблюдателя в идеалистичное прошлое Израиля и, в то же время, подтрунивает над ним. Другие работы, представленные на выставке, затрагивают такие темы, как история кибуцей и мошавов, выселение жителей Гуш-Катифа, меняющиеся границы, значение Зеленой черты, связь карты с историей и т.д.
Д-р Дебби Хершман, куратор выставок в MUSA: «Наш музей представляет разные и многогранные проявления израильской культуры в прошлом и настоящем. Новая серия выставок затрагивает такие сферы, как археология, этнография, прикладное искусство, живопись, фотография».
На выставке будут проводиться творческие встречи, дискуссии и экскурсии. Подробности о датах их проведения – на сайте музея: http://www.eretzmuseum.org.il/
Страница музей в фейсбуке на русском языке – https://www.facebook.com/eretzmuseum.muza.telaviv/
Все иллюстрации предоставлены пресс-службой музея Эрец-Исраэль (MUSA)