Верхнее фото – copyright Zerrin Aydin Herwegh
Легендарный Театр танца Пины Бауш, философа и революционерки современного балета, откроет новый балетный сезон 2018-2019 в Оперном театре Тель-Авива.
«Кто знает, почему люди танцуют?» – так говорила в свое время Пина Бауш. Ее «Мазурка Фого» – балет, собранный из ярких красок воспоминаний, танец, пропущенный сквозь сердце – дает ответ на этот вопрос. «Мазурка Фого» – это множество пестрых историй о Португалии, путевой дневник в танце, поставленный в 1998 году для Лиссабонской выставки «Expo 98» с более чем 30 танцорами из 16 разных стран. Головокружительный каскад, коллаж образов и звуков, бурные волны, грохот театрального воображения, непревзойденное великолепие задумки и танца. Два с половиной часа прекрасного танца, воображения и плода и великого творческого духа.
«Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются. Меня интересует, что ими движет» – в этой часто цитируемой фразе Пины Бауш отражена не только ее философия, но и мировоззрение, и манифест многих поколений танцовщиков и хореографов, совершивших революцию в танце.
Саундтрек «Мазурки Фого» – это песни фадо в исполнении выдающейся португальской певицы Амалии Родригес, а также бразильская самба, босса-нова, джазовые композиции Дюка Эллингтона, Бена Уэбстера и шведской вокалистки Лизы Экдаль, а также классическая музыка в исполнении авангардного струнного квартета Александра Баланеску, скрипача Гидона Кремера и других солистов.
Театр танца Пины Бауш – Tanztheater Wuppertal – существует уже 44 года. Городок Вупперталь, который находится в районе Северного Рейна, еще при жизни Пины Бауш стал местом паломничества ее фанатов со всего света. После премьеры в Германии в городе Вуппертале, «Мазурка Фого» неоднократно демонстрировалась во всем мире, в Лиссабоне, Берлине, Париже, в Барселоне, Сиднее, Сан-Паулу, Гонконге, Нью-Йорке, Лондоне, Москве и других городах. В прошлом году этот балет вернулся в постоянный репертуар театра танца Пины Бауш.
Пина Бауш и ее театр символизируют новый подход к искусству танца – современный, творческий, философский, сочетающийся с преданностью и страстью. Знакомясь с театром Пины Бауш, нужно оставить все свои прежние представления о балете, о хореографии, об отношениях, о себе. Но процесс поиска еще не закончен. «В этом процессе есть что-то почти бесконечное, и это и есть замечательная часть творчества» – говорила Пина Бауш – самая значительная персона в немецкой хореографии, не просто преобразовавшая современный танец, но создавшая новый жанр: танцевальный театр. Пина Бауш была больше, чем хореограф. Она сама была театр и навсегда вписала свое имя в историю балета, покинув сцену жизни в 2009 году. Но созданный ею театр жив.
Пину Бауш никогда не называли только хореографом – она всегда работала на пересечении жанров, сочетая движение, танец, разговор, используя в танце – как в театре – декорации и аксессуары, пространство и контекст. Также она микшировала и музыку – от классики и «Весны Священной» Стравинского до эстрадных шлягеров, джазовых импровизаций, оперетты, детских песенок и авангардной электронной музыки.
Но началось все с карьеры танцовщицы – еще ребенком Пина Бауш стала солисткой в детском балете города Вупперталь; в 15 лет поступила в «Фолькванг-балет» в Эссене – часть знаменитой «Фольквангшуле» (Folkwangschule) – высшей школы, специализирующейся на музыке, живописи и театре. По окончании «Фольквангшуле» Пина Бауш отправилась по стипендии немецкой службы академических обменов DAAD в США, где училась в Джульярдской школе (вместе с Риной Шенфельд, знаменитой израильской танцовщицей, ставшей ее лучшей подругой и недавно поставившей балет-воспоминание «Записки Пины Бауш»), танцевала в компании Пола Санасардо и в New American Ballet. Ее карьера в США начинала складываться самым удачным образом, когда ее бывший мэтр, Курт Йоос пригласил ее солисткой в только что основанный «Фолькванг-балет» в Эссене в Германии.
После нескольких успешных танцевальных сезонов появились первые инсценировки. В 1969 году Пина Бауш завоевала первую премию на международном конкурсе хореографов в Кельне. В 1973 году после появления экспериментального балета «Nachnull» ее назначили главным хореографом в Вуппертале. Настоящий успех пришел в 1974 году, когда в Вуппертале была поставлена хореографическая версия знаменитой оперы Глюка «Ифигения в Тавриде». Критики писали о лучшем спектакле года, но публика не сразу привыкла к странной хореографии. В семидесятые годы страсти успокоились, Бауш постепенно собрала свою уникальную труппу. И поставила несколько спектаклей, прославивших ее на весь мир: «Кафе Мюллер», «Семь смертных грехов» по Брехту и Вайлю, «Весну священную» – одну из главных балетных работ ХХ века. Ее театральная хореография стала визитной карточкой нового немецкого искусства – газета Frankfurter Allgemeine назвала ее «самой важной статьей немецкого культурного экспорта». Но Пина Бауш скорее вбирала в себя дух места, историю, культуру тех мест, где она работала – Италия, Мексика, Португалия, Германия. Пина Бауш любила приезжать и в Израиль, и впервые ее труппа приезжает к нам в страну без своей легендарной основательницы.
Театр танца Пины Бауш. Tanztheater Wuppertal. «Мазурка Фого».
Всего четыре представления в Оперном театре Тель-Авива:
4 октября, четверг, 20:00
5 октября, пятница, 13:00
6 октября, суббота, 20:00
7 октября, воскресенье, 20:00
Хореография: Пина Бауш
Дизайн сцены: Питер Пабст
Дизайн костюмов: Марион Цито
Музыкальные редакторы: Маттиас Буркерт и Андреас Эйзеншнейдер
Музыка: Амалия Родригес, Николетт, The Alexander Balanescu Quartett, Бен Уэбстер, Дюк Эллингтон, Бен Уэбстер, Лиза Экдаль, Леон Паркер, Мекка Бодега, Винс Гуаральди, Сюзан Маркос, Баден Пауэлл, Альфредо Маркенери и другие.
Продолжительность спектакля – два с половиной часа.
Фотографы: Zerrin Aydin Herwegh, Oliver Look, Ursula Kaufmannn, Ulli Weiss, Gert Weigelt, Francesco Carbone, Maarten Vanden Abeele.
Заказ билетов в кассе «Браво» или в кассе Израильской оперы: 03-6927777
Линк на видео: https://youtu.be/ewIjydoXAJk
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting