«Медиум» Джан Карло Менотти в постановке Ширит Ли Вайс – 1 и 2 сентября в Тель-Авиве. Впервые в опере – спиритический сеанс на сцене.
Опера «Медиум» Джан Карло Менотти, написанная в 1945 году и поставленная годом позже – в 1946-м – на Бродвее в Нью-Йорке – одна из самых значимых опер, написанных в 20-м веке. Пронзительная, психологическая работа итало-американского композитора, который сам написал на английском языке и либретто этой одноактной камерной оперы, рассказывающей о сложных и запутанных отношениях между матерью и дочерью, между дочерью и ее возлюбленным. Об отношениях, основанных на постоянном бегстве от болезненной правды, от суровой реальности, о безуспешных попытках справиться со страстными желаниями и уколами совести.
Медиум в данном случае – харизматичная цыганка Флора, которая наживается на несчастных людях. За деньги вызывает духов на спиритических сеансах, где она устраивает «встречи» между людьми, потерявшими своих близких, с душами умерших. Ей помогает ее дочь Моника и глухой слуга Тоби, приемный сын Флоры. Второстепенные персонажи – пара родителей, которые потеряли своего маленького сына и женщина, потерявшая дочь. Это история, в которой нет утешения: грусть-печаль в начале и трагедия в конце.
При поддержке Моники и Тоби, на эти сеансах, благодаря дешевым уловкам, Флора дает надежду людям, потерявшим своих близких, но ее преследуют ее личные демоны и в некий момент она решет признаться в обмане родителям погибших детей, но они хотя следовать той лжи и созидательной силе убеждения, которые дают им силы продолжать жить.
Моника же, втайне от матери, влюблена в немого юношу Тоби, который не может передать свои чувства к ней словами. В своей заглавной арии Моника выражает не только свои чувства, но и те чувства, про которые не может рассказать ей Тоби в неподвластных ему словах. Эта ария – драматический и музыкальный шедевр Менотти потрясающей эмоциональной выразительности.
Режиссер Ширит Ли Вайс так говорит о своей постановке «Медиума»:
«Уникальность оперы «Медиум» – в естественном мощном взаимодействии между музыкой и словами, ставшем неким ультимативном выражением сути оперы, как жанра. Персонажи этой оперы – это образы, вызывающие сострадание и чувство сопереживания. Их человеческая боль соединяется с музыкой, полной красоты, страха и безумия. Все это создает музыкально-театрально-кинематографическую связь – одновременно сжатую и растянутую.
То, что мы в силу обстоятельств, используем прием «сцены на сцене», подчеркивает тревожность происходящего, силу чувств. Зрители находятся так близко к исполнителям и к происходящему на сценической площадке, что это создает уникальную атмосферу солидарности с персонажами, пытающимися избежать боли, ограничивающих их рамок, чувства вина и правды жизни. В нашем представлении я хотела подчеркнуть крайности. Увлечь зрителя в путешествие в душевную боль «Медиума», от нормы до безумия.
Нельзя не испытывать сочувствия к персонажам в «Медиуме», действия которых вытекают из чувства боли и потери. То камерное пространство, в котором мы ставим этот спектакль, позволяет нам создать психологическую эстетику, отражающую эмоциональное недовольство, протест героев оперы и их трудности в восприятии их же действий. Я спрашиваю себя снова и снова – как бы поступила я сама, если бы была на их месте, если бы попала в описанную в этой опере ситуацию? И надеюсь, что именно этот вопрос зададут себе зрители нашей постановки».
*****
«Медиум»
Музыка и либретто – Джан Карло Менотти.
1 сентября, четверг, 20:00
2 сентября, пятница, 13:00
Музыкальное руководство и партия фортепьяно – Яэль Карет
Режиссёр – Ширит Ли Вайс.
Солисты:
Мадам Флора – Шай Блох
Моника – Таль Ганор
Г-жа Гобино – Яэль Левита
Г-н Гобино – Яир Полищук
Г-жа Нолан – Анат Чарны
Тоби – Ханан Шварцберг
Партия фортепиано – Александр Иванов / Яэль Карет
Билеты и информация в кассе Оперного театра Тель-Авива 03- 6927777 или в кассе Браво https://best.kassa.co.il/announce/72122
Исполнение на английском языке (титры – на иврите и английском, перевод – Михаэль Айзенштадт).
Продолжительность – 70 минут без антракта
Материал подготовила Маша Хинич. Все фотографии – © Йоси Цвекер – предоставлены Израильской Оперой. Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting