«Нить» – это 15-минутный анимационный фильм.
Ханс Оп де Бек – один из самых интересных современных художников последних лет.
«Нить» Ханс Оп де Бека показывается в Тель- Авивском музее искусств – странный, странный фильм. Я его посмотрела раз пять: приходила, смотрела, уходила, возвращалась, вглядывалась, погружаясь в настроение этого фильма – анимационного видео, первоначально созданного для Espace Louis Vuitton в Токио.
«Нить» – это история любви двух кукол-панков, изготовленных в натуральную величину в стиле японского театра Бунраку, ведомых кукловодами в черном. Предпосылка «Нити» – китайская пословица о невидимой нити, которая связывает воедино тех, кому суждено встретиться независимо от времени, места и обстоятельств. Простая метафора в основе рассказа о любви, старении, смерти и потере.
Взяв эту ясную метафору в качестве отправной точки, Ханс Оп де Бек и создал это гротескное видео – The Thread – визуальное любовное стихотворение о панк-девочке и панк-мальчике, о старике и старушке, которые стареют вместе и поддерживают друг друга иголками и нитками. Любовь и смерть здесь идут рука об руку. Фильм формально и тематически относится к традиционному японскому театру Бунраку, где мастера в черной одежде манипулируют большими марионетками, создавая трагическую, любовную историю. Здесь одинаково важны и черные фигуры, оживляющие и поддерживающие главных героев, подчеркивающие сущность структуры, и сами куклы.
Дома я нашла этот фильм в интернете и снова его просмотрела. И снова не подряд, а все время прокручивая назад, возвращаясь к просмотренным сценам, пытаясь разобраться в меланхоличной поэзии этого мистического puppet show на пленке. Сентиментального, горького, щемящего до слез фильма. Разумеется, о любви – ведь все хорошие фильмы, кем бы и как бы они не были поставлены, все они – о любви.
Он и она сделаны из пластика, разваливающегося на куски, распадающегося на фрагменты. Этими сочлененными фигурками и руководят черные тени – кукловоды, сливающиеся с черной водой пруда и черным рядом кустов в искусственном скверике, также сделанном из пластика. Ни намека на природу, на отточенность ремесла, на скрытность изнанки искусства – все швы на виду, все тайны явны. Он и она встречаются на скамейке у пруда, расстаются. Прошли годы. Он и она встречаются снова – старые, потрепанные жизнью, швы которой уже расходятся. Он достает из кармана иголку с нитью и пришивает ей отвалившейся рукав (саму руку – они же куклы). И она исчезает куда-то – между прошлым и будущим, между вымыслом и столь непривычно переосмысленной реконструкции реальности. И все-таки тайна есть – та, почему «Нить» так захватывает, «пришивает» внимание.
Что бы не делал Ханс Оп де Бек – в живописи, скульптуре, видео-инсталляциях, сценографии, фотографии, текстах, кино и музыке, он всегда творит мираж, волшебное зеркало, где каждый узнает себя – так же, как мы отождествляем себя с героями пьес, с фантазией постановки, утопией театра.
Ханс Оп де Бек – лауреат множества европейских премий – родился в 1969 году, живет и работает в Брюсселе, участник многочисленных выставок по всему миру. Завершив учебу в институте изобразительных искусств Синт-Лукас в Брюсселе в 1996 году, он разработал мультидисциплинарный (и на тогда беспрецедентный) способ творчества: смешивает все существующие жанры материалы и масштабы – от миниатюрных минималистичных вещей до огромных трехмерных объектов. Размах его произведений может варьироваться от небольшой акварели до впечатляющих инсталляций в 300 кв.м. В последние годы Оп де Бек занимался также театральными и оперными постановками, сценографией и дизайном костюмов. А студия Ханса находится на бывшей фабрики игрушек в Брюсселе, что уже само по себе символично.
Его эстетика – это детали, тишина и отстраненность – взгляд художника со стороны на созданный им мир утопии. Его темы – беспроигрышны: жизнь и смерть, любовь и вечность, уродство и красота. Постмодерн, ирония, слегка наигранная «усталость» разочарования, объяснение чему дано в самих работах. Персональные выставки Ханс Оп де Бека регулярно проходят в Европе и Америке. Он участвовал в Венецианской, Шанхайской и Сингапурской биеннале, а также в десятках групповых выставок, в том числе в «Тейт Модерн» в Лондоне, в Центре Помпиду в Париже, в Доме искусства в Мюнхене и в других музеях.
Оп де Бек иногда называет свои работы «предложения». Эти «предложения» – вымышлены. Зрители сразу попадают в параллельное пространство – зачастую серое и монохромное, ведь прославился Ханс Оп де Бек именно своими замкнутыми пространствами-инсталляциями, в которые помещает созданные им скульптуры в натуральную величину. Сам интерьер, предметы в нем, фигуры, книги, картины – все покрыто пеплом, пепельно-серой пылью. Ассоциации с Хиросимой неизбежны. В 2016 году в своей работе «Дом коллекционера» Ханс Оп де Бек заполнил монохромное пространство площадью 242 квадратных метра скульптурами людей в натуральную величину, стелами с книгами, поставил серый рояль, серый диван, раскидал вокруг овала серого бассейна кресла и посуду – всё серое. Для того, как сказал Ханс Оп де Бек, чтобы «создать форму визуальной фантастики, которая обеспечивает мгновение удивления, молчания и самоанализа».
И если целью Ханса Оп де Бека было удержать и заинтриговать зрителей, то в видео «Нить» ему это прекрасно удалось, создав подобную сну видео-инсталляцию – головоломку на грани реальности и воображения.
Выставка «Нить» – показ анимационного фильма-видео Ханса Оп де Бека «The Thread» – продлится в Тель-Авивском музее искусств до 4 ноября 2019 года.
Сайт Ханс Оп де Бека – http://www.hansopdebeeck.com/
Сайт Тель-Авивского музея искусств – http://www.tamuseum.org.il/
Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой музея.