Шестнадцать лет, шестьдесят выставок, тысячи рисунков, сотни картин и десятки стихов в портфолио Валерия Быковского, мифологического смотрителя павильона Елены Рубинштейн – павильона современного израильского искусства Тель-Авивского музея искусств.
Валерий Быковский начал рисовать в 2004 году, после того, как по его собственному выражению «ему просто стукнуло в голову». В качестве «холстов» для своих работ он использовал каталоги, плакаты, старые приглашения на выставки – все шло в ход. Стихи и картины посвящались тому, кому они дарились и вручались. Бесконечные возможности вокруг вдохновляли его – без цензуры, иерархий, класса, пола, религии или национальности. Акт творения протекал как бы сам по себе, художника не связывало время, бюджет или пространство. «Все были заняты деньгами, я же занят людьми» – объясняет он.
«В 2015 году я курировала выставку «Рабочее пространство» в павильоне Елены Рубинштейн – рассказывает куратор Ревиталь Бен-Ашер Перец. – Художница Реут Ферстер создала прямо в фойе павильона, не отходя от кассы в прямом и переносном смысле – объект «Конкурент», как раз напротив входа, напротив постоянного места Быковского. Реут Ферстер воспроизвела семейный магазин «Кноллер – модные аксессуары оптом», открытый еще ее дедом, а сейчас управляемый отцом и братом. В фойе стояли стеллажи, столик с кассой. На полках – коробки с самыми что ни на есть настоящими пуговицами, цепочками для сумок, застежками для кошельков, пряжками, кнопками, крючками. Но расставлено и подано это в столь искусно сделанном искусственном порядке или художественно выверенном беспорядке, что получилось «рабочее пространство» молодой художницы, с большим сарказмом, но добро, лирично и с любовью рассказывающей об удивительном превращении старого магазинчика в лавку чудес в видео-фильме, демонстрировавшегося этажом ниже. Частью инсталляции Реут Ферстер была «продажа» ювелирных изделий, предметов искусства и модных аксессуаров и Валерий Быковский стал ее активным помощником, дав немало полезных советов по оформлению, размещению и продажам… Так между двумя людьми возникла особая связь.
Через двадцать лет после начала работы в павильоне Елены Рубинштейн Валерий Быковский вышел на пенсию, но продолжает творить в своей квартире в Ашкелоне. Когда мы с Реут Ферстер навестили его, то стало очевидно, что надо организовать выставку, рассказывающую историю «призрачного» смотрителя, находившегося в самом центре художественной сцены, но в то же время находящегося от нее на расстоянии световых лет. Этот горький опыт не-принадлежности, отчуждения репатриантов из бывшего Советского Союза отражен в видео-арте Реут Ферстер, также представленном на выставке. Стиль «аутсайдера» Быковского верен наивному жанру живописи: дотошная приверженность формату, сочетание коллажей и поэтических текстов, сочетания изображений, размытие границ между реальностью и воображением».
Текст: Ревиталь Бен-Ашер Перец
Валерий Быковский: Мир по Валерию. Дом Художника, Альхаризи,9,Тель-Авив.
http://artisthouse.co.il/
Кураторы: Ревиталь Бен-Ашер Перец, Реут Ферстер
Выставка продлится до 27.7.2019
Графический дизайн: Дафна Греф
Монтаж: Дарья Касовская
Фото: Ави Хай
Дополнительные фотографии: Шира Табачник
,