fbpx
Интервью

Моцарт, фестиваль и новый оркестр

Интервью с Цви Меникером – художественным руководителем фестиваля «Дни Моцарта» в центре искусств «Эльма» в Зихрон-Яаков.

Относительно недавно – в исторической перспективе, разумеется, – в Израиле далеко не все знали, что такое клавесин. А сейчас, в январе 2016 года, в центре искусств «Эльма» в Зихрон-Яакове проводится фестиваль, где прозвучит музыка органа, молоточкового фортепьяно, музыка камерная и оперная, оркестровая и вокальная. И вся эта музыка написана Моцартом. О фестивале «Дни Моцарта» в Израиле рассказывает его музыкальный руководитель Цви Меникер – клавесинист, пианист, органист, специалист по старинной музыке, профессор Высшей музыкальной школы в Ганновере. Меникер родился в Москве, ребенком приехал в Израиль, подростком уехал в Германию учиться музыке и вернулся для службы в армии. Вот как раз тогда он и столкнулся с тем, что никто не знал, что такое клавесин, и поэтому в армии Меникер получил специальность фельдшера, а не музыканта. А сегодня он рассказывает, как и почему в Израиле проводится Моцартовский фестиваль и как возник Израильский Моцартовский оркестр, собранный специально к фестивалю.

Цви Меникер. Фото: Мартин Рот

Личность Моцарта и его музыка настолько бесконечны, что вокруг его имени можно устраивать множество фестивалей – от оперной музыки до инструментальной, писать книги, снимать фильмы, ставить спектакли – что уже и делается. Чего только нет. Есть и новый для Израиля фестиваль, который впрочем, в Европе проводится уже 17 лет. А в Израиле – впервые. Как и почему его удалось организовать, рассказывает Цви Меникер.

– Первый в Израиле международный моцартовский фестиваль, который пройдет с 21 по 23 января 2016 года, приурочен ко дню рождения Моцарта – к 260-летию (Моцарт родился 27 января). Чем отличаются зимние фестивали Моцарта, проводимые уже 17 лет в различных городах Европы от знаменитого фестиваля «Моцартеум» в Зальцбурге, которые обычно проводится летом. Является ли фестиваль в центре искусства «Эльма» в Зихрон-Яакове калькой с европейского?
– Фестиваль в «Эльма» – не калька и не копия европейского фестиваля, а его часть, новый «локэйшн». Этот фестиваль под названием toujours Mozart существует уже 17 лет и спонсируется базирующимся в Мюнхене Международным Фондом Культуры и Цивилизации, основанным в 1995 году по инициативе промышленника Эриха Фишера.   Музыкальным руководителем фонда является Йоханнес Эркес, вместе с которым я и Тиби Цайгер – советник по классической музыке центра искусств «Эльма» – составили программу фестиваля «Дни Моцарта» в Зихрон-Яакове. Проходит фестиваль в разных городах Европы, начавшись с Зальцбурга 17 лет назад. И всегда в уик-энд, ближайший ко дню рождения Моцарта. Иногда фестиваль проводится в течение двух уик-эндов, иногда в нескольких городах подряд. Он проходил в Праге, в Вене, Аугсбурге, в других городах Германии – и вот сейчас в Израиле.
Эрик Фишер – основатель Фонда  Культуры  и Цивилизации, базирующегося в Мюнхене,  был владельцем крупной компании по выпуску частей для электронных приборов. Когда он продал свою компанию, то отдал треть средств работникам, треть оставил себе, а треть вложил в этот фонд. Фонд культуры и цивилизации занимается не только фестивалем Моцарта, с которого он начал свою деятельность, но и другим проектами: к примеру, концертами в домах престарелых, проектом «Музыка на колесах» – камерными исполнениями опер с объяснениями и уменьшенным составом участников, разъезжающими по разным городам. Этот фонд устраивает даже концерты в тюрьмах для заключенных, финансирует программу преподавания шахмат для детей. Спонсирует много мероприятий – от благотворительных до очень серьезных музыкальных, которым и является наш фестиваль. Именно благодаря этому фонду наш фестиваль и существует с 1997 года. В Европе мы называем этот фестиваль   toujours Mozart, в  Израиле – «Дни Моцарта». Но, несмотря на то, что впервые этот фестиваль проводился в Зальцбурге, он не имеет никакого отношения к зальцбургскому «Моцартеуму», всегда проходящему летом.

– Получается, что новый фестиваль в Зихрон-Яакове присоединяется к давней традиции?
– Традиция не очень давняя, но характер фестиваля уже устоявшийся. Хотя как раз в «Эльме» мы проводим его в немного другом формате, чтобы приноровиться к этому центру искусств, к израильской публике, к местным обстоятельствам.

– Мы – капризная публика? В чем заключаются эти адаптации?
– Дело вовсе не в публике, а в самом месте. Обычно программа фестиваля строится с расчетом на исполнение музыкальных произведений в двух залах – а в центре искусств «Эльма» их три (большой зал с прекрасной акустикой вмещает 400 человек) плюс дополнительные помещения. Как я уже говорил, обычно программа рассчитана на уик-энд, а в Зихрон-Яакове фестиваль будет проходить три дня. На формат фестиваля влияют и технические характеристики залов, и само место, и – главное – его атмосфера. Атмосфера, существующая в центре искусств «Эльма» совпадает с нашими задачами и с целями – играть музыку Моцарта для всех, кто приедет ее слушать, объяснять эту музыку, рассказывать о ней, представлять ее и обеспечить возможность общения музыкантов и слушателей. Хотя по сравнению с музыкой Моцарта все это не очень существенные детали.

– Вы не пытались сделать особые экивоки в сторону израильской публики?
– Нет, кроме одного – этот фестиваль абсолютно новый для израильской публики, так же как Израильский Моцартовский оркестр, специально собранный к фестивалю «Дни Моцарта» из израильских музыкантов, живущих как в Израиле, так и за границей. Кстати, о клавесине… Хотя  Моцарт и начинал писать для   клавесина, все его зрелые произведения  он сочинял для уже фортепиано.  На фестивале «Дни Моцарта»  мы не будем играть его самые ранние композиции, написанные для клавесина.

– Несмотря на  воспоминания о том времени, когда клавесин в Израиле еще вызывал удивление, сейчас в Израиле немало музыкантов, играющих на барочных и аутентичных старинных инструментах. Есть отличный оркестр «Барокада», Иерусалимский барочной оркестр под управлением Давида Шемера…
– Это так, но есть разница между исполнением на старинных инструментах музыки барочной и классической. Те оркестры, которые вы упомянули, играют в соответствии с их названиями, именно барочную музыку. А новый Израильский Моцартовский оркестр исполняет музыку Моцарта, музыку эпохи Моцарта – то есть классическую музыку.


Израильский Камерный Проект

– Как вам удалось собрать этот оркестр – 26 музыкантов – за относительно короткий срок? Насколько я знаю, вы начали работать над программой фестиваля «Дни Моцарта» в Зихрон-Яакове  год назад.
– «Собирали» этот оркестр несколько человек: я сам, живущий в Израиле виолончелист Ира Гиволь, много концертирующий по Европе и в Германии и знакомый со многими музыкантами. Во главе оркестра стоит Мэтью Траскот – концертмейстер английского Orchestra of the Age of Enlightenment («Оркестр эпохи Просвещения»), также один из известнейших в мире исполнителей в аутентичном ключе, сделавший множество «исторических» записей с лучшими дирижерами.

– Что заставляет музыкантов пойти на некую авантюру – по крайней мере, так кажется со стороны… Моцартовский оркестр, впервые в Израиле, новый для нашей страны фестиваль. Что заставило музыкантов собраться вместе – сама идея, программа, атмосфера искусства в «Эльме»?
– Все вместе. Когда год назад мы начали собирать этот оркестр, мы уже знали, что будем проводить фестиваль в «Эльме» и могли более-менее представить себе что и как будет, и уже знали что рассказать об этом  и что предложить музыкантам. Наш фестиваль престижен, его программа – интересна, ну а сама музыка – музыка прекрасна.


Мэтью Траскот

– Тогда сразу возникает вопрос – а почему «Эльма», почему Зихрон-Яаков?
– Когда-то мы начинали этот фестиваль во дворце архиепископа в Зальцбурге. Именно в этом дворце Моцарт первый раз играл на публике еще ребенком. Во дворце архиепископа много разных залов и мы уже тогда поняли, что для нашего фестиваля очень важно, чтобы концерты проходили одновременно в разных помещениях, для разной публики, в разных форматах. Важно, чтобы слушатели и музыканты могли легко переходить из одного зала в другой, важен непосредственный контакт между музыкантами и слушателями, физическая близость публики в зале к музыкантам – и к самой музыке. Не слишком формальный подход. И когда я впервые побывал в центре искусств «Эльме», то мне просто пришло в голову, что это место подойдет для нашего фестиваля. В «Эльме» создана, благодаря хозяйке этого центра искусств  Лили Эльштейн, особая атмосфера. Я не берусь описать ее достаточно точно, но мы всегда выбираем место не только по техническим параметрам, но именно по атмосфере – по вниманию, доброжелательности, обстановке, способствующей музыке, открытости, контакту с публикой. Это очень нам важно.

– И вот так все просто получилось?
– Именно так. Я предложит директору и основателю немецкого Международного Фонда Культуры и Цивилизации Эрику Фишера идею провести фестиваль Моцарта в Зихрон-Яаков, которую подхватило и руководство «Эльмы», и советник центра по классической музыке Тиби Цайгер. Всем эта идея понравилась – так что скоро вы ее увидите и услышите, воплощенную в музыке Моцарта.

– Фестиваль – это не только музыка, но и общение, даже приобщение, приближение музыки к слушателям – через концерты, лекции, семинары. Даже танцы, как на сей раз, и участие музыкантов-любителей. Не могли бы вы про это рассказать?
– Все что вы перечислили – очень важные элементы фестиваля. К примеру, класс танцев будет вести танцмейстер из Германии Юрген Шрапе – специалист по танцам времен Моцарта. Можно заранее записаться для участия в этих классах и танцевать танцы времен Моцарта и под музыку Моцарта. Как известно, Моцарт сам был очень хорошим танцором, охотно танцевал – так что последуем его примеру. В программу фестиваля включена опера «Волшебная флейта» в камерном формате – ее представления будут проходить с объяснениями для взрослых и детей. Я сам буду ведущим и уже с удовольствием примеряю на себя эту роль. Очень важны концерты, в которых на сцену поднимутся музыканты-любители и молодые музыканты – школьники. Всего на фестивале пройдет 4 таких концерта. И очень важно, что благодаря лекциям, классам, семинарам публика становится частью фестиваля, его активно действующей составляющей.


Юрген Шрапе. Фото: Кай Михалак

– По вашему опыту организации toujours Mozart, фестиваль Моцарта в «Эльме» будет интересен молодым?
– Да! Я очень на это надеюсь – и молодым музыкантам, школьникам, любителям музыки всех возрастов. Недаром мы назвали часть концертной программы «Моцарт для всех» – так повелось с первых фестивалей в Европе, когда в них принимали участие музыканты всех возрастов – от недавно начавшихся учиться музыке детей до любителей преклонного возраста. Как-то в нашем фестивале участвовал даже 80-летний музыкант-любитель, начавший играть на фортепьяно в возрасте 78 лет.

– А как вы искали музыкантов-любителей в Израиле?
– Их находил Тиби Цайгер, обратившись в музыкальные школы, в различные ассоциации…

– В программу фестиваля включен также и концерт органной музыки. И хотя в Израиле есть даже органный фестиваль, органная музыка звучит довольно редко, в основном в программах литургики в различных церквях. Кстати, автором фразы «Орган – король инструментов» является как раз Моцарт.
– На нашем фестивале прозвучат очень редко исполняемые произведения Моцарта для органа. В конце жизни Моцарт написал три пьесы для механического органа. Эти три пьесы принадлежат к лучшим его произведениям, но исполняются они крайне редко – ведь они были написаны для механизма, для механического органа. Играют их редко из-за невероятных технических трудностей. Моцарт написал эту органную музыку для механического инструмента, который приводился в действие специальным валиком и не требовал участия человека – людям их просто сложно исполнять. (Музыку для механического органа заказал Моцарту владелец Венского музея восковых фигур и других диковин граф Дейм – М.Х.). Моцарт не пытался приноровить музыку этих сочинений для человеческого исполнения, облегчить технические трудности для музыкантов. Чтобы исполнить эти пьесы нужно двадцать пальцев и четыре ноги, а не две. Но на фестивале в Зихрон-Яакове можно будет услышать эти три пьесы.


Малкольм Билсон

– В фестивале в Израиле участвует Малкольм Билсон – очень заметная фигура, гуру исполнения старинной музыки. Как вам удалось убедить его приехать в Израиль?
– Довольно просто. Во-первых, я у него когда-то сам учился в Корнельском университете в США, а во-вторых, он участвует в фестивалях toujours Mozart с самого первого года. Он был участником первого фестиваля и пригласил меня стать частью команды, начиная со второго фестиваля – так что именно с его легкой руки я и участвую в этом фестивале уже 16 лет. Для Малкольма Билсона приезд в Израиль – продолжение сложившейся традиции, хотя для большинства других музыкантов, как и для Израильского Моцартовского оркестра – все это будет делом новым. Надо сказать, что у нас никогда не было трудностей с приглашением музыкантов: фестиваль уже известен, у него прекрасное реноме, разнообразнейшая и необычная, не академическая  программа. Помимо Малкольма Билсона и меня, есть еще нескольких исполнителей, уже участвовавших в нашем фестивале прежде, но большинство наших музыкантов в этот раз – весьма именитые и заслуженные – в этом фестивале новички. И тем интереснее нам будет  играть вместе.

Дополнительная информация на сайте https://www.elmahotel.co.il/mozart-festival
Страница фестиваля в фэйсбуке: https://www.facebook.com/events/1617075938513111/
Программа фестиваля – здесь.
Заказ билетов в Интернет-кассе “Браво“.
Обратите внимание, что часть мероприятий – бесплатны!


Программа фестиваля  на русском языке – здесь

Маша Хинич. Фото предоставлены пресс-отделом фестиваля «Дни Моцарта в «Эльме».

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com