Он обещал, и он вернулся. Заезженная банальная фраза на сей раз звучит под ритмы джаза и регги. Столь полюбившийся и столь восхитивший израильских любителей джаза два с лишним года назад ямайско-американский пианист Монти Александр вновь приезжает в Израиль и вновь в рамках джазового концертного цикла «Джаз бе-Мишкан» – джазовой серии Израильской Оперы. На сей раз Александр выступает не со своим постоянным трио, а в сопровождении джаз-регги группы «Harlem Kingston Express». Единственный концерт 20 мая 2016 года – полный музыкального безумия, отчаянный и пронзительно прекрасный джаз, из музыки которого Александр делает нечто уникальное, смешивая и сочетая различные жанры в тонко отмеренную взвесь ритмов, темпа и мелодий, пряную как воздух Ямайки. Его классического, академического размаха фортепиано вмиг придает регги драматический оттенок и глубину.
Ямайка известна укачивающими звуками регги, но она также оказала сильное влияние на джазовое направление. Известные имена: Диззи Риз, Эрнест Рэнглин, Гарри Беккет родом с Ямайки, а с ними и выдающаяся личность – Монти Александр, чья стихия – ритм, динамика и молниеносность. Пианист, который восхищает, удивляет и радует поклонников джаза на протяжении десятилетий, Александр считается одним из ведущих музыкантов в джазе, кому удалось совместить карибскую музыку, джаз, свинг и поп. Его музыкальный юбилей был отмечен рядом мероприятий, среди которых необычный проект под названием «Harlem Kingston Express» – комбинация классического джазового трио и музыкантов стиля регги – своего рода отражение уникального сплава музыки Монти Александра.
За время своей карьеры Монти Александр сделал более 70 записей, в том числе, записал два диска, посвященных музыке Боба Марли. А его же альбом «Harlem-Kingston Express Live» трижды лидировал в американских радио чартах летом 2011-го года и был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучший регги альбом». Критики определяют Монти Александра, как «непосредственного музыканта с блестящей техникой», динамичного и темпераментного, при этом, в студийных записях он стремится достичь предельной точности, аккуратности и чистоты звучания.
Монти Александр (Монтгомери Бернард Александр), про которого Фрэнк Синатра сказал «этот парень подобен взрывчатке», записал первый альбом еще в 1965-м году. А родился Монти в Кингстоне в 1944 году и к 8-ми годам проявил себя как вундеркинд. Однажды ночью, дома в возрасте пяти лет он слушал по радио игру пианиста «White Christmas» на рождественской вечеринке. Его мать вспоминала, что утром мальчик играл ту же мелодию двумя руками. К 8-ми годам Монти брал уроки классического фортепиано и уже любил американский джаз, слушая Great American Songbook. В подростковом возрасте на музыканта оказало большое влияние творчество Нат Кинг Коула и Луи Армстронга.
Заинтересованность ямайской музыкой привела Монти к сотрудничеству с Clue J и его Blues Blasters. Эта группа оказалась знаковым явлением в истории ямайской музыки.
К концу 1961 года семья Александра переехала в США. Когда Монти играл с оркестром Арт Муни в Лас-Вегасе, его заметили Фрэнк Синатра и «Джилли» Риццо (легенда шоу-бизнеса, помощник Синатры, и владелец ночных клубов в Нью-Йорке).
Риццо нанял Александра пианистом в «Салон Джилли», прославленное заведение в среде шоу-бизнеса и джаза. Там Монти познакомился и сработался с живыми легендами джаза. Аккомпанировал звездным исполнителям: Марии Стеллинг, Эрнестине Андерсон, Натали Коул (во время трибьюта, посвященного ее незабываемому отцу), Тони Беннетту и Бобби МакФеррину. Играл с непревзойденными Рэем Брауном, Диззи Гиллеспи и Кларком Терри. С 1970-х годов, Александр штурмовал международный джазовый мир серией альбомов и был прекрасно принят.
«Я играю для себя, но я также играю для публики … Я становлюсь более счастливым, когда делаю людей счастливыми». Александр не имеет ничего общего с элитарным «артистами», которые работают в угоду вкусам и потакают «заказчикам». «Я хотел бы старое вино перелить в новые бутылки» – говорит Монти Александр, – «смысл не столько в песне, но в том, что вы с ней делаете. Два с половиной года назад в преддверии первых гастролей Монти Александр на вопрос «Вы играете джаз пятьдесят лет. Как такое возможно – полвека в одном жанре? Любовь действительно может быть вечной?», ответил: «Я не воспринимаю джаз, как нечто строго определенное, как некую закостеневшую категорию. Я играю то, что слышу и чувствую, играю для своей аудитории. Я воспринимаю сам себя как музыканта вообще, а не только как джазиста. Использую в своей музыке все, что на меня влияет, разные стили, разные времена. Для меня музыка – это не работа, а огромное наслаждение. Так что, моя любовь к музыке – вечна».
«Джаз в Мишкане». Монти Александр и «Harlem Kingston Express».
Израильская Опера – Тель-Авивский Центр Сценических искусств.
20 мая 2016 года, пятница, 22.00
Джеральд Кэннон – контрабас
Обэд Кальваяр – барабаны
Энди Бэсфорд – гитара
Леон Дункан – электробас
Карл Райт – ударные и перкуссия
Сайт Монти Александра – http://montyalexander.com
Линк на видео:
Стоимость билетов: 125, 162, 199 шекелей
Билеты в кассе Израильской Оперы: 03-6927777 или на сайте www. israel-opera.co.il
Заказ билетов также в кассе «Браво».
Дополнительная информация на сайте http://www.israel-opera.co.il
Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-отделом Израильской Оперы