“Multipiano” на фестивале Фелиции Блюменталь
В понедельник, 29 апреля, в Тель-Авиве музее искусств открывается 15-й фестиваль камерной музыки – уже хорошо известный и в то же время еще не всем знакомый фестиваль, носящий имя выдающейся пианистки Фелиции Блюменталь, впервые состоявшийся в Тель-Авиве в 1999 году и с тех пор проводящийся ежегодно.
Как всегда, в программе фестивали есть новые имена, новые произведения и редко исполняемая музыка. И, как обычно, программа фестиваля связана с личностью Фелиции Блюменталь, с ее жизнью и ее семьей.
Один из заметных гостей фестиваля – актер Джон Малкович, который выступит с музыкально-драматической постановкой «Сатанинская комедия. Признания серийного убийцы» (“The Infernal Comedy”), где он исполняет роль австрийского серийного убийцы Джека Унтервегера, в сопровождении двух оперных певиц – Бернарды Бобро и Клер Мегнаджи (с этой же программой он появится и на Эйлатском фестивале камерной музыки, проходящем в те же дни – с конца апреля до начала мая).
Уже четвертый год фестиваль взаимодействует с неделей гитарной музыки. И, как уже многие годы, на нем организован показ документальных фильмов о музыке и музыкантах.
Фестиваль с годами стал более живым и шумным – в той степени, в какой можно применить эти определения к камерной музыке. Более шумным – значит более молодым, переменчивым, ищущим – под стать характеру пианистки Фелиции Блюменталь, именем которой фестиваль назван. Блюменталь родилась в 1908 году в Варшаве в семье скрипача, училась музыке с пяти лет в Польше и Швейцарии и еще до второй мировой войны успела завоевать славу талантливой пианистки – впервые она выступила, когда ей едва исполнилось 10 лет. В 20 лет она вышла замуж за известного художника Маркуса Мицнэ, ставшим издателем многих записей Фелиции. Мицнэ искал в музыкальных библиотеках Европы редкие нотные записи для нее. В программы Блюменталь входили и сочинения композиторов 20 века, частью написанные специально для Фелиции. В 1938 году они с мужем Маркусом Мицнэ успели уехать из Европы через Ниццу в Бразилию (недаром на фестивале есть музыканты из Бразилии). В Южной Америке Блюменталь ждала еще более громкая слава. Репертуар ее был необычайно широк – от португальского барокко до сочинений современных южноамериканских композиторов. Ей посвящали свою музыку композиторы того времени – от Вилла-Лобоса до Кшиштофа Пендерецкого, но прославилась Фелиция Блюменталь исполнением Карла Черни, Моцарта, Бетховена и Шопена.
После войны Блюменталь возобновила гастрольную деятельность, часто выступала в Израиле, где впервые побывала в 1954-м году. Блюменталь до конца жизни оставалась гражданкой Бразилии, хотя еще в 1960-е годы перебралась в Италию (в Милан, чтобы дать возможность своей дочери, певице Аннет Селин, заниматься у лучших итальянских педагогов), а позже – в Лондон. Во время гастрольного турне 1991 года Фелиция Блюменталь скончалась в Тель-Авиве, где и похоронена на тель-авивском кладбище Кирьят-Шауль.
В программе фестиваля – выступления различных составов, знаменитостей и молодых израильских музыкантов, старинная барочная музыка и джаз, европейская классика и аргентинский фольклор, бразильские исполнители и гитарист-виртуоз. За 6 дней – до 4 мая – многое можно успеть послушать: музыкантов из Израиля, Германии, Австрии, США, Бельгии, Чили, Боснии. Художественный руководитель фестиваля, как всегда – певица Аннет Селин, дочь Фелиции Блюменталь. Гитарной музыкой в рамках фестиваля заведует Йегуда Шраер, а главный мотор организации концертов – Авигаль Арнхайм. Аннет Селин продолжила дело матери. Она организовала в Тель-Авиве музыкальный центр имени Фелиции Блюменталь (здание которого на улице Бялик по проекту архитектора Нили Портругали было построено в середине 1990-х), при нем – библиотеку. Под эгидой центра и возник 15 лет назад международный музыкальный фестиваль, основательницей и художественным руководителем которого является Аннет Селин. Музыкальная программа фестиваля строится таким образом, чтобы включить в нее любимые произведения пианистки, малоизвестные сочинения и новую музыку, которую для израильской публики исполняют как зарубежные, так и израильские музыканты. Часть израильских исполнителей выступают на фестивале ежегодно, часть зарубежных – возвращаются не в первый раз, создавая фестивальные традиции и “подогревая” интерес к его программе.
Подробнейшая, детально расписанная программа фестиваля – на сайте: http://www.blumentalfestival.com. Выбирайте свободный день и “свою” музыку: от Мендельсона до джаза, от театрализованного шоу с отрывками из оперы “Мария де Буэнос-Айрес” Астора Пьяццоллы до театрализованных же постановок с бразильской музыкой и джазом из Чили и гитарных концертов. В программу документальных фильмов включены ленты, посвященные 40-летию Иерусалимского музыкального центра, в том числе и снятые в свое время на пленку мастер-классы Артура Рубинштейна и Пабло Казальса. На фестивале также будет показан художественный фильм о жизни художника Густава Климта, главную роль в котором сыграл все тот же неутомимый Малкович. Фильм будет демонстрироваться в Тель-Авивском музее в том же зале, где выставлены работы Климта, как часть коллекции Мицнэ-Блюменталь. Там же можно увидеть и портреты самой Фелиции, в том числе и кисти Кееса Ван Донгена, написанный в 1957-м году.
На фестивале будет и детские развлечения и бесплатные “взрослые” концерты.
Когда проглядываешь программу такого фестиваля, приходится выбирать, а что же упомянуть? Как обычно, хочется упомянуть все, или, хотя бы, вот что: концерт одного из самых заметных на сегодня классических гитаристов, виртуоза из Боснии Дениса Азабагича
джазовую вокалистку из Чили Клауди Акуну, выступающую вместе с тромбонистом Ави Лейбовичем,
ансамбль “Multipiano” под руководством профессора Томера Лева: четыре пианиста, играющих на двух роялях в 4, 6 и 8 рук. Как у них это получается можно увидеть на этом ролике:
“Multipiano” можно будет услышать на Фестивале имени Фелиции Блюменталь сразу в двух концертах 3 мая. В 12.00 – с Израильским Камерным Оркестром, а в 14.30 в этот же день – программу самого ансамбля, состоящую из произведений Моцарта, Сметаны, Равеля, Баха, Вивальди, Рахманинова, Россини в переложении для шестнадцати рук. Концерты “Multipiano сопровождаются лекциями об особенностях того или иного музыкального исторического периода, соответствующего эпохе культурного фона.
Ансамбль “Multipiano” – новое поколение музыкантов, созданный в 2010 году, уже успешно гастролировал в странах Латинской Америки, а также в Тайване и Китае. В ансамбле играют пианисты Береника Гликсман, Даниэль Боровицкий, Равив Лейбзирер и сам Томер Лев. Их концерты всегда необычны: даже визуально их выступления эффектны, а музыка звучит так чисто и мощно, будто играет симфонический оркестр.
Приобрести билеты на все концерты фестиваля можно на сайте:
http://www.blumentalfestival.com/he/tickets/
Внимательно прочитайте все, что написано на сайте – предусмотрена система скидок.
Маша Хинич