Верхняя иллюстрация – снимок с экрана сайта http://www.hatser-telhai.org.il/
#ЧтоПредлагаютИзраильскиеМузеиВВиртуальномМире
МУЗЕИ «ХАЦЕР ТЕЛЬ-ХАЙ» И БЕЙТ ХА-ШОМЕР – ТЕЛЬ-ХАЙ И КФАР-ГИЛАДИ
Вообще-то я собиралась на виртуальную прогулку в музей фотографии имени Эли Лембергера – часть Открытого музея в промышленной зоне Тель-Хай, но его закрыли, как и Открытый музей в Омере еще в 2017-м году, предпочтя индустрию прекрасному. Но мысленно я в Тель-Хай уже поехала, так что опишу тамошние тель-хайские-кфар-гиладийские краеведческо-исторические музеи, хотя в виртуальном мире во времена Великого Планетного Карантина они не делали ничего. Что и не удивительно – сайты Министерства обороны и Совета по охране исторических памятников, на которых эти музеи «сидят», виртуальной активностью не балуют, но я про это уже ворчала.
Итак: сначала немного истории, потом музей. Сначала немного назидательно-хрестоматийно, а потом гульнем. Почем Кирьят-Шмона так назвали? Чтобы увековечить память восьмерых воинов, павших при защите поселения Тель-Хай. В Тель-Хае есть музей «Хацер Тель-Хай» и знаменитый рыкающий лев (рычащий, но мне больше нравиться рыкающий) – памятник Трумпельдору, созданный скульптором Авраамом Мельниковым в 1934-м году, а рядом – в Кфар-Гилади – два краеведческих музея: Бейт ха-Ришоним, одно из первых восьми исторических зданий, построенных здесь в двадцатых годах прошлого века, и музей Бейт ха-Шомер.
Все-таки поворчу еще раз: без фортепианных мастер-классов Тель-Хай, переведенных в 2006 году из-за Ливанской войны в Негев, без музея фотографии, без музея автомобилей, Тель-Хай – с музейно-прогулочной точки зрения – стал просто краеведческим музеем, несмотря на всю историческую важность этого места. Но перестаю ворчать, хотя…
Тель-Хай и Кфар-Гилади давным-давно – еще в 1926 году – слились в один анклав, Кирьят-Шмона – рядом, а север – прекрасен: вчера утром пролился сильный ливень, прибил пыль шарава, и зелень воспрянула, как и кто выползший, а кто выпрыгнувший из нашей региональной части Великого Планетного Карантина народ. Кто-то отправился на работу, кто-то укутался в апатию потери приоритетов, а кто-то жаждет гулять и посещать музеи, которые все еще не открылись, за исключением парочки-тройки избранных. Но скоро все вернется на круги своя, философские раздумья о драгоценности времени будут забыты и побежим…. Сначала побежим на сайты. Вот они:
http://www.hatser-telhai.org.il/
https://www.facebook.com/hatsertelhai/
https://shimur.org/sites/%D7%97%D7%A6%D7%A8-%D7%AA%D7%9C-%D7%97%D7%99/
https://www.mod.gov.il/Memorial_Legacy/museums/Pages/hashomer.aspx
http://www.hahagana.org.il/database/museums/beithashomer/
http://www.kfar-giladi.org.il/cgi-webaxy/item?177
Название Тель Хай (תֵּל חַי; `холм жизни`) было дано по созвучию с прежним арабским названием места — Талха. Квадратный в плане комплекс строений Тель-Хая сохранился и был реставрирован. Ныне в нем размещается музей «Хацер Тель-Хай» («Усадьба Тель-Хая»)с постоянной экспозицией, посвященной истории еврейского заселения и самообороны в Верхней Галилее начала 20-го века. В 2008 году «Хацер Тель-Хай» был перестроен и переоборудован – в старые стены из грубо отесанных базальтовых глыб вживили мультимедийные экраны, превратили небольшой старый двор в инновационный увлекательный музей. Будете на севере страны, в Верхней Галилее – заезжайте. Семьям с детьми горячо рекомендуется. Истории об истории в таком виде хорошо усваиваются, тем более что можно поскакать и полазить по старым сеялкам и плугам во дворе «Усадьбы», и плавно перетечь в музей Бейт ха-Шомер, основанный в 1968-м году в Кфар-Гилади, на склоне холма, с которого открывается потрясающий вид на долину Хула, Голанские высоты, на горы Хермон и Нафтали. Экспозиция этого музея также переведена в основном в аудиовизуальные и мультимедийные материалы, рассказывающие об истории организации самообороны Ха-Шомер, созданной на базе основанной в 1907 году организации Бар-Гиора, и ее деятельности в поселениях Эрец-Исраэль в Палестине и защите еврейского ишува.
И снова о фотографии: в Бейт ха-Шомер помимо экранов есть старые фотографии – Авраама Соскина, Лео Кана, других фотографов старого ишува, и скульптуры Батьи Лищанской. Есть «слик» и есть документальные фильмы.
Этот музей не фокусируется исключительно на военной стороне деятельности Ха-Шомер, но подает историю организация безопасности ишува, историю поселений и историю семей, построивших Кфар-Гилади. И историю женщин – тех, кто требовал равноправия для женщин в организации «Ха-Шомер» и добившихся его.
Кстати, этот музей был основан самими ха-шомерцами – последними представителями движения – Меиром Спектором, Рахель Янаит Бен-Цви и Нахумом Хоровицем. Здание музея было спроектировано в виде сторожевой башни – с видом на Галилейский выступ и на «Хацер Тель-Хай».
Вообще об истории Тель-Хая, Трумпельдора, Ха-Шомер и Кфар-Гилади полно материалов на русском языке. Вот два примера: https://eleven.co.il/land-of-israel/geography/12276/ и https://detaly.co.il/trumpeldor/. А я же какое-то время жила на углу улиц Тель-Хай и Йуд-Алеф бе-Адар- эта та самая дата, тот день – 1марта 1920 года, в который по легенде Иосиф Трумпельдор, раненый в бою за Тель-Хай сказал «Хорошо умереть за Родину!». По другой версии он выругался. Истина же – в музеях. Ищите и обрящете.