Заглавное фото – экранный снимок страницы сайта музея http://www.bardavid-museum.org.il/
#ЧтоПредлагаютИзраильскиеМузеиВВиртуальномМире
МУЗЕЙ ЕВРЕЙСКОГО ИСКУССТВА И ИУДАИКИ БАР-ДАВИД В КИБУЦЕ БАРАМ
Сайт Музея Бар-Давид ничего такого специального не сделал на время карантина, да и вообще не сильно вписывается в современные стандарты, что – увы – случается с сайтами кибуцных и периферийных музеев. Написать о нем именно сегодня я решила потому, что Моше Бар-Давид – тот, чьим именем назван музей, передавая свою коллекцию кибуцу Барам, хотел увековечить память о еврейской общине того городка, где он родился – Бржежаны в Галиции. В Википедии на русском языке в статье об этом городе, о его еврейской общине ни упомянуто ни разу. Ни разу ВООБЩЕ. Только перечислены несколько имен тех, кто в Бржежанах жил и родился – Збигнев Бжезинский, к примеру. Но не о российской Википедии речь, а о памяти, которую хранят те, кто составил в той же Википедии статью о гетто в Бржежанах. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE_%D0%B2_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85. Из нескольких тысяч человек выжили единицы. Один из них – архитектор Менахем Кац, родственник Бар-Давида, также как и Моше Бар-Давид, родившийся в Бржежанах и переживший Катастрофу, спроектировавший в кибуце Барам музей Бар-Давид, который был открыт на Хануку 1982 года.
Сайт музея – http://www.bardavid-museum.org.il/
Страница фейсбука – https://www.facebook.com/bardavid.museum
Кибуц Барам многие знают не благодаря музею, а благодаря Национальному археологическому парку Барам, одной из основных достопримечательностей которого является хорошо сохранившаяся синагога периода Талмуда, 2-го века нашей эры.
На этой синагоге можно различить две надписи «Построена Эл‘азаром бар Иуданом» и «Да будет мир этому месту и всем местам, где Его народ, Израиль, обитает. Иосе hа-Леви бар Леви сделал этот карниз, да будут благословенны его деяния, аминь».
Актуально всегда – и «Да будет мир этому месту и всем местам, где Его народ, Израиль, обитает». Бар‘ам упоминали такие еврейские путешественники как Шмуэль бен Шимшон (1210), неизвестный путешественник, ученик Рамбама (начало XIV в.), раввин Моше Басула (1523). В состав парка входят остатки маронитской деревни Бир’им, практически сохранившей название еврейского поселения и построенной на его руинах. Её жители оставить деревню в 1948 году, пыталась вернуться, а дальше начинается длинная судебная тяжба межу ними и государством, с привлечением БАГАЦа. Но об этом – не в данной статье.
Сам же кибуц Барам был создан в 1949 году ветеранами ПАЛЬМАХа и одним из его основателей была Ривка Бар-Давид – дочь Моше и Товы Бар-Давид, в юности воевавшая в рядах ПАЛЬМАХа. Это было краткое предисловие к тому, чтобы понять, как коллекция предметов иудаики и еврейского искусства, собранная Бар-Давидом, попала в дальний кибуц на границе с Ливаном.
Музей Бар-Давид – это Музей еврейского искусства. В нем два отдела: еврейской археологии и иудаики, и современного израильского искусства. Назван, как понятно, в честь основателей – Моше и Товы Бар-Давид. Музей располагается на 3 этажах: сменные выставки современного искусства, зал, где экспонируются археологические находки, найденные в этих местах; молодежный отдел и т.п.
Моше Яаков Давид-Бердович, позже ставший Бар-Давид, родился в 1904 году в Бржежанах в тогдашней Польше – сейчас это территория Украины. Семья его была традиционной, но с достаточно свободными взглядами. С юности он интересовался еврейскими рукописями, фольклором еврейских общин, был активным сионистом и участником движения «Ха-Шомер ха-Цаир».
В 1934 году переехал в Эрец-Исраэль со своей женой Товой и их дочерью Ривкой, и поселился в Хайфе. В 1937-м году семья переехала в центр квартала Адар, на улицу Певзнер, в дом, выстроенный в стиле баухауз и тогда, по словам Ривки «дом начал наполняться искусством».
Моше Бар-Давид работал в отделе водоснабжения муниципалитета Хайфы, а затем перешел на работу бухгалтером. В 1959 году Бар-Давид подал в отставку и ушел на пенсию, когда ему исполнилось 55 лет; вложил средства в свою коллекцию и начал больше заниматься искусством, установив дружеские отношения с тогдашними хайфскими коллекционерами. Сам Моше Бар-Давид писал о принципе своей коллекции так: «Есть те, кто покупают живопись для инвестиций. Моя же коллекция – это моя душа, мое сердце. Это не просто приобретения, не просто финансовые вложения. Это часть моей жизни…». Бар-Давид со временем вложил средства в собрание картин израильских художников. Постепенно им была создана коллекция, охватившая широкий круг израильских художников: Арье Любин, Йосел Бергнер, Цви Меирович, Авшалом Окаши; Арье Олвейл, Шмуэль Теплер; Моше Розенталис, Шмуэль Бонэ, Пинхас Литвиновский, Менахем Шеми.
В 1974 году скончалась Това – жены Моше Бар-Давида, и он решил, что хочет перенести коллекцию в кибуц Барам, где жила его дочь и увековечить тем самым еврейскую общину Бржежан. Кибуц освободил под музей тогда одноэтажное здание детского дома, которое было перестроено, и на Хануку 1982 года музей открылся. Музей позже не раз расширялся, в нем стали проводиться выставки, увеличилась и его постоянная коллекция. Моше Бар-Давид этого уже не увидел – он скончался в 1989 году.
По метке #ЧтоПредлагаютИзраильскиеМузеиВВиртуальномМире в фейсбуке можно найти информацию о десятках музеях в Израиле.