Музейный эксперт Наташа Копелянская о Музее еврейской музыки. Площадь музыки. Иерусалим.
Музей еврейской музыки http://hebrewmusicmuseum.com/ открылся в середине апреля, в центре Иерусалима, в туристическом районе Нахлат Шива.
Частный музей – территория личного вкуса, и в данном случае, он «вишенка на торте» крупного бизнес – проекта на Площади музыки. В будущем Площадь станет многофункциональным, культурным кварталом с ресторанами, арт галереей, музыкальным отелем, музеем еврейской музыки, залом, студией звукозаписи, школой танца, музыки и комедии, библиотекой еврейской музыки, пабами, музыкальным магазином и даже парковкой. http://kikar-hamusica.com/en/our-vision/
В музее представлена частная этнографическая коллекция Лоранта Леви – французского еврея, бизнесмена, вложившего 20 миллионов долларов только в музей, и в несколько раз больше в квартал “Площадь музыки”, и Эльдада Леви – музыканта, основателя проекта «Масала», исследователя музыки, директора музея и «главного экспоната». Директор создавал музей в течение 4 лет, и во многом – это его собственное представление о современном музее. В первую очередь, это проявляется в подходе к дизайну и в увлечении новыми технологиями. Эльдад – харизматичный, увлеченный человек, гордится своим музейным детищем, и пока готов в него бесконечно играть. Музей новый, открылся только в середине апреля, и еще измениться. Сейчас идет процессе доделки, постоянно работают 7 человек. Дизайнер – Авраам Абержиль.
Собрание музыкальных инструментов показано в 7 разделах экспозиции по регионам: от Центральной Азии, ашкеназской музыки в Европе и Балкан до стран Магриба, Ближнего Востока и Северной Африки. Центральную часть занимает Зал еврейской музыки, где собраны инструменты и музыкальные традиции первых израильских поселенцев, в частности, иерусалимских. Коллекция разномастная, в основном, струнные, щипковые и ударные инструменты, многие можно потрогать. Очень красивы библейская и йеменская арфы, бедуинская скрипка, тунисский «певец» и пр.
Концепция и основное сообщение музея сформулировано, типичным для Иерусалима набором универсальных фраз. Вкратце, звучат так: этот город – центр трех главных религий, страшного социального разрыва между бедными и богатыми, он мост и проводник , а музыка волшебный язык, вне времени и пространства, не требующий перевода. Музыка – важный вклад еврейской культуры в мировую кладовую.
Отрадно, что авторы решили показать не коллекцию инструментов, а именно музыку. Они сделали несколько подходов к этой непростой задачке, но замысел пока не обрел гармоничного решения.
Дизайн каждого из семи залов свой, «атмосферный», с элементами или цветами соответствующего региона. Предполагаю, что музей проектировался от зала к залу, не было единого художественного решения и сценария. Видно, где победил вкус директора и создана «красота как таковая», а где вкус дизайнера, который, кажется, проиграл в результате. Примерно 5:2. Плюс страннейшая графика и навигация.
Одно из главных достоинство нового музея, по мнению авторов – интерактивность. Снова вступает в противоречие личный вкус и современный музейный подход. Сегодня считается, что экранные игры должны быть отделены от предметов. И много сил тратится на вовлечение посетителя в рассматривание предмета, в пробуждение любопытства, экраны для закрепления опыта.
Здесь предлагается совершить «путешествие» по культурам и сложной истории еврейской музыки с помощью путеводителя – планшета и персонажа «дедушка Леви». Говорят, что без планшетов детям скучно.
Таким образом, маршрут определен сначала поиском значка QR-кода, потом сканированием и восприятием предметов и звуков через экран. Залы «богато декорированы» новыми технологиями: экранами разной размера, мультимедиа старого образца и дизайна. Кульминацией и финалом является 3D – игра с использованием технологии дополненной реальности, которая рассказывает о Третьем «храме» музыки.
Есть опасность, что подлинной коллекции можно не заметить, а она весьма достойная. Хотя, возможно, я преувеличиваю.
Нам повезло, нас водил по музею директор, время от времени он играл на инструментах, и это, было тонко и умно, планшет был не нужен. Без него, боюсь, остается впечатление неплохо сделанного музейного аттракциона, которое надо быстро чем-то запить или заесть, что, впрочем, и является главной целью всего предприятии.
Текст и фото (за исключением заглавного – фото Лиор Линер) – Наташа Копелянская.