Верхняя иллюстрация – Питер Джейкоб Мальц “Путевые заметки”, 2007, чернила и типекс, бумага. Собственность художника
Из дневника художника
Открытие выставки: 8.11.2018, чт, в 20:00
Куратор: Светлана Рейнгольд
Даты работы выставки: 8.11.2018—12.05.2019
Книга – это объект, книга – это идея. Книги пишутся на фоне революций, в их основу ложатся исторические события, религиозные концепции. Как рождаются книги? Путем преодоления, занятия позиции силы по отношению к неким объектам. Книги обладают особой мощью, ведь в них скрыты целые миры. Книги позволяют читателям путешествовать во времени, оказываясь в разных местах одновременно. Место и время не властно над словом. Благодаря книгам мы можем обращаться к людям, с которыми мы никогда не были знакомы, даже к тем, которые еще не родились.
С другой стороны, книга – это нарратив, это целая жизнь, а значит, книга есть метафора начала и конца человека как субъекта. А еще книга – это бесконечное множество вариантов людских судеб, мастерская, где закаляются наши мысли и чувства. Исследователь французских автобиографий Майкл Шерингэм считает книгу многоликой метафорой человека как субъекта: «С одной стороны, книга – это законченное стабильное творение, мобильное, объемное, предназначенное для чтения, заслуживающее доверия, авторитетное, вечное, книга – это монумент, мавзолей ]…[. С другой стороны, книга многообразна в первичном понимании этого слова, она полна перемен и поворотов, состоит из изгибов и извилин».
Вторя вышесказанному, можно утверждать, что нынешняя выставка посвящена идее поиска неразрывной связи между книгой и человеческим субъектом – связи, насчитывающей сотни лет. Во многих автобиографиях идентификация себя с книгой связана с глубоким отождествлением, со стремлением прожить жизнь посредством литературы. В автобиографической литературе связь между субъектом и книгой самая что ни на есть интимная: жизненные события описываются, уплотняясь до книжного тома, который представляет автора и одновременно им является. Субъект пишет самого себя, постепенно превращаясь в книгу.
Представленные на нынешней выставке книги манят зрителя за собой в путешествие по лабиринтам человеческого «я» в современной глобальной реальности. Каждый художник по-своему отвечает на вопросы о принадлежности, о национальной, семейной и индивидуальной самоидентификации в мире современного искусства и современных медиа. Перекликаясь с идеями Германа Штрука, для которого книга была художником-коллегой, сопровождавшей автора на протяжении всей его жизни, эта выставка рассматривает дневники художников в качестве визуальных журналов путешественников. Эти дневники, которые авторы вели на протяжении всего своего жизненного пути, подобны инструментам, позволяющим совместить невербальный взгляд и письмо на бумаге.
Что превращает книгу в метафору субъекта? По всей видимости, ответ кроется в двойственности: с одной стороны, книга – это неодушевленный предмет, такой же как остальные предметы, вместе с тем, книге дарована символическая жизнь в виде ее содержимого (слов, идей и мыслей), чей вес и существование намного существеннее следов чернил, которыми напечатаны буквы. Книга – метафора человека, ведь человек, подобно книге, живет одновременно в бренном теле и символических мирах.
Куратор выставки – Светлана Рейнгольд
Сима Левин: Диалог с Кафкой
Открытие выставки: 8.11.2018, чт, в 20:00
Куратор: Светлана Рейнгольд
Даты работы выставки: 8.11.2018—12.05.2019
Сима Левин представляет новый проект – серию гравюр и резьбы по дереву, подготовленную специально для авторской выставки в музее им. Германа Штрука. В данной серии художница исследует взаимосвязь между своей ежедневной работой в студии и личностью и произведениями писателя Франца Кафки. В работах художницы реальность и вымысел переплетаются, рисуя удивительные образы, которые приглашают зрителя окунуться в европейскую меланхолию. Издавна известно о взаимном влиянии между изобразительным искусством и литературой, о ведущемся между этими сферами культурном диалоге. В этом смысле работы Симы Левин продолжают дело Германа Штрука, который посвятил многие годы иллюстрации книг.
Вот что пишет сама художница о своем творчестве:
Произошедшие в моей личной жизни события заставили меня вновь перечитать произведения Ф. Кафки. В процессе чтения всплыли воспоминания волшебной мистической Праги, где я побывала в 2014 году. Мне казалось, что Франц Кафка собственной персоной шагает со мной по улочкам Старого города. Так родился «маленький человек», одетый в черное, который сопровождает меня в моих путешествиях по городу и повторяет: «Большие войны рождаются из маленьких слов».
Не секрет, что произведения Кафки, да и личность писателя, оказали и еще окажут огромное влияние на многих деятелей искусства, и художники, разумеется, не составляют исключения. Кафка жил и творил в годы Первой мировой войны, в эпоху расцвета немецкого экспрессионизма. Члены известной группы художников «Мост» безусловно черпали вдохновение из его работ, одновременно оказывая влияние на великого литератора.
Герой романа «Процесс» просыпается утром и узнает о выдвинутых против него обвинениях, оказываясь в абсурдной ситуации, которая вызывает в нем чувство страха и бессилия. Я перечитывала повесть «Превращение» и роман «Замок», размышляя о месте индивидуума в обществе. Моя новая серия работ – это не попытка проиллюстрировать произведения Кафки, а, скорей, желание передать атмосферу, связанную с вечными вопросами, которые поднимал Кафка, – вопросами и мыслями, которые столь актуальны и сегодня.
Сима Левин, 2018 г.
Сима Левин (род. 1957), уроженка г. Кишинева, Молдавия. Живет и работает в г. Афуле.
Куратор выставки – Светлана Рейнгольд
Часы работы музея: вс-ср 10:00-16:00, чт 16:00-19:00, пт 10:00-13:00, суббота – выходной.
Ближайшая русскоязычная экскурсия — 16.11, пт, в 11:00. Входит в стоимость входного билета.
Текст и фото – по материалам пресс-релиза