Текст и фото – по материалам пресс-реллиза
Новый мюзикл «Я оглянулся посмотреть» знаменитого певца и артиста Максима Леонидова израильские зрители увидят совсем скоро, в конце января. Перед премьерой Максим рассказывает о своей любви к мюзиклам, и о том, какой получается спектакль.
– В какой момент мюзиклы вошли в твою жизнь?
-Первый раз я попал на Бродвей примерно году, наверное, в 1991-92-м. Из Израиля мы поехали с большой группой артистов собирать деньги у американских евреев. И у нас было несколько концертов, в том числе в Нью-Йорке. И естественно, что в первый же свободный вечер, несмотря на то, что простудился, страшно заболел, я побежал покупать билеты на бродвейский мюзикл. Посмотрел я тогда два мюзикла. Один мне очень понравился. Это был мюзикл по песням Гершвина. Назывался он «Crazy for you». Я приехал обратно в Тель-Авив и подумал, что жалко, что мне никогда ни в чём подобном не придётся поучаствовать, скорее всего, потому что Израиль – страна маленькая, ничего такого не происходит. Но буквально через, наверное, год мне позвонил Эхуд Манор (знаменитый поэт-песенник – прим. ред.) и пригласил на кастинг на роль фараона в мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов». И там есть такой забавный фараон. Он такой Элвис Пресли, с чубом, поет рок-н-ролл. И я победил в этом кастинге и был приглашен на эту роль. Таким образом в моей жизни появился первый мюзикл.
Потом я уже сыграл в замечательном московском мюзикле, который назывался «Продюсеры». Он собрал огромное количество национальных премий. Это было в 2009 году. Мне это так понравилось, что мы с Александром Шавриным, автором либретто, и замечательным артистом, к сожалению, ушедшим из жизни несколько лет назад, написали довольно большое количество мюзиклов.
Среди них семейный «Мама-кот», «Странствие Нильса» для Театра Ленсовета, «Крем, джем и буги-вуги» для Театра комедии, ну и так далее, и так далее. В некоторых я сам играл главные роли, как, например, в мюзикле «Расстратчики» по пьесе Катаева или в мюзикле «Девчонка на миллион». Так что у меня богатая мюзикловая биография и артистическая, и композиторская.
– А вот это очарование мюзиклом, когда тебя захватило? Когда ты почувствовал себя в этом жанре на своём месте?
-Во-первых, еще в студенческие годы я делал музыкальные спектакли, например, «Ах, эти звезды». Поэтому никакой революции во мне не произошло. Я очень всегда это любил. Для меня мюзикл – это прежде всего спектакль, где есть настоящее театральное существование артистов в определенном жанре. Настоящее, живое, где мне интересно за персонажами следить, где мне интересно, как они развиваются, что с ними происходит. И дополнительным выразительным средством является музыка и все остальное. Вот это для меня мюзикл. Такой мюзикл я очень люблю.
-Когда ты решил делать мюзикл по своей книге «Я оглянулся посмотреть», получается, что ты следишь за персонажем-самим собой в этом спектакле. Ты себе сам и швец и жнец, поскольку ты и продюсер этого мюзикла, и главный герой, и артист, и всё на свете.
– Мюзикл «Я глянулся посмотреть» – это в некотором роде собрание историй, которые иллюстрируются разной музыкой, оказавшей на меня влияние в разные годы моей жизни. Основная идея этого мюзикла — это вспомнить и разобраться, почему та или иная мелодия осела в моей памяти на всю жизнь, что было с этим связано. Потому что это самые неожиданные мелодии, слова, песни, осевшие в твоей голове. С чем это связано? Почему этот саундтрек соответствовал тебе тогдашнему, 10-летнему, 20-летнему, 30-летнему и так далее? Мюзикл был не просто так придуман. Была книжка написана сначала, которая так и называлась: «Я оглянулся посмотреть». Называлась именно так, поскольку, во-первых, есть такая песня, а во-вторых, ты действительно оглядываешься назад, на свою жизнь, и уже прожив довольно долгие годы, смотришь и понимаешь, с чем связаны твои поступки определённые, как проходило твоё детство, юность, что в этом было примечательного, что осталось в твоей памяти, и какая музыка всё это сопровождала. Поэтому я взял за основу свою книжку и сделал музыкальный спектакль.
– Когда состоялась премьера мюзикла в Петербурге?
– Это было в 2017 году. И с тех пор лет пять, практически до начала войны, я его играл. Каждый год раза три в месяц. Должен сказать, что я очень благодарен Феликсу Михайлову, первому режиссёру ленинградской версии этого мюзикла, и всей труппе Ленинград-центра замечательной, потому что они вместе со мной тогда создали такое прямо Лас-Вегасское шоу со светом, балетом, оркестром и так далее. В Израиле я показываю другую версию, но она, на мой взгляд, во многом даже интереснее первоначальной, потому что в ней добавились новые эпизоды, и в ней есть своя прелесть и свои фокусы. Например, замечательная графика Андрея Макаревича, которая сопровождает мои рассказы и появляется в этом спектакле как большая часть оформления. Очень хорошая работа и художника, и режиссера, и вообще всей израильской команды, которая трудится над этим спектаклем. Так что будет зрелищно. Это не просто черный кабинет, рояль и артист поет песни Фрэнка Синатры.
– Что изменилось за эти несколько лет? Понятно, что мюзикл, премьера которого состоялась в 2017-м году, будет отличаться от версии 2025 года и по форме, и отчасти по содержанию.
– Безусловно, потому что я убрал довольно много номеров, которые исполнял в России, поскольку их невозможно настолько ярко сделать без танцоров. Там большая нагрузка лежала не только на мне, но и на балете и других артистах. Здесь же я сознательно убрал всё, где мне нужна какая-то помощь. Я оставил и добавил номера, где достаточно меня одного. Артист должен быть интересен сам по себе, независимо от того, есть балет, нет балета, есть декорации или нет декораций. Потому что на самом деле в театре главное – артист. Мой педагог по актерскому мастерству Аркадий Кацман говорил, цитируя, в свою очередь, своего педагога: «Постелите коврик, выпустите на него двух артистов, и этого достаточно для того, чтобы был театр».
-Ты в этой концепции очень совпал с режиссером Дашей Шаминой.
– С Дашей совпали и творчески, и по-человечески, с ней мне комфортно с удовольствием работается. Она очень талантливый человек, и дай бог все это зритель увидит и почувствует. Вообще команда замечательная. Кроме режиссера Даши Шаминой с нами еще прекрасный художник Ксения Сорокина, которая делала спектакли Жени Беркович и работает с Дашей в театре Fulcro. Ксения придумала сложные экраны, все предметы, которые вместе со мной играют на сцене, детали костюмов и многое другое. Так что мне очень радостно, что и Ксюша Сорокина с нами, и Даша Шамина, и Bard Productions.
-Когда нас ждет премьера?
-Мы решили начать с Тель-Авива и первый спектакль пройдет в Тель-Авивском Музее изобразительных искусств в зале «Реканати» 22 января. А дальше мы поедем уже в Ашдод, в Хайфу, в Беэр-Шеву и в Нетанию.
Я вас приглашаю, уважаемые жители этих городов, приходите, пожалуйста, если вы любите музыку, если вы любите театр, и если вам нужно иногда посмеяться и всплакнуть. Приходите. Я вам обещаю, что самые разные эмоции вы испытаете на спектакле, который называется «Я оглянулся посмотреть».
Билеты на мюзикл Максима Леонидова «Я оглянулся посмотреть»: https://showman.co.il/e/leonidov-ya-oglyanulsya-posmotret/