fbpx
Выставки

Нэцкэ. Японские миниатюры из коллекции музея Тикотин

Заглавное фото: Кинко верхом на карпе. Катабори нэцкэ. Слоновая кость, 18-й в., дар г-на Л. Б. Гутмана 

Открытие выставки: 12 августа, суббота, 20:00. Даты работы выставки: 12.08.17—31.12.17. Куратор: Д-р Илана Зингер-Блайн.
Музей японского искусства Тикотин – http://www.tmja.org.il

 

Изначально нэцкэ был декоративным аксессуаром на шнурке, которым прикрепляли различные предметы к одежде. Он выполнял важную функцию, поскольку кимоно (традиционная японская одежда) не имело карманов. Вместо этого к широкому поясу оби, завязываемому на талии, при помощи шнура, проведенного под перевязью (оби), прикреплялись  различные емкости — сагэмоно («висящие вещи»). Обычно с собой носили такие предметы, как небольшие коробочки инро для печатей и медикаментов, табачные мешки, кошельки и чехлы для письменных материалов. Нэцкэ, прикрепленный к другому концу шнура, опирался на край оби. Его первоначальная цель состояла в том, чтобы предотвратить соскальзывание шнура.

Нэцкэ ( с яп. 根付 нэ — корень, ц(у)кэ – прикрепить), как видно из значения иероглифов, изначально был очень простым объектом — куском корня, бамбука или кости с двумя отверстиями для крепления шнура. Однако он очень быстро стал объектом художественного творчества, небольшим артефактом, украшенным мотивами японского фольклора и религии.

Нэцкэ использовались людьми всех рангов общества с шестнадцатого века, но их наибольшее распространение было во времена периода Эдо (1600-1868). После реставрации Мэйдзи в 1868 году, когда стала перениматься одежда в западном стиле, нэцкэ вышел из моды вместе с кошельками и мешочками, которые они удерживали. Эти артефакты, которые изначально были созданы для повседневного использования, стали предметами искусства и коллекционирования в тот момент, когда они перестали быть ремеслом. На сегодняшний день существует очень мало художников, занимающихся созданием нэцкэ.

Нэцкэ изготовляются из различных материалов. Например, из различных пород дерева, таких как японский самшит, кедр, вишня, слива и другие. Использовались также и слоновая кость, и клыки других животных (бегемота, кабана, китовый ус). Есть статуэтки из рога, бамбука, кости, полудрагоценных камней, черепахового панциря и металла. Считалось, что некоторые из используемых материалов имеют лечебные свойства. Например, что челюстная кость определенного типа кита снимет жар, а рог оленя излечит от укуса гадюки. На таких нэцкэ одну из поверхностей оставляли нетронутой, для того, чтобы ее можно было соскрести и в последствии сделать лекарство из соскобленных частиц. Художники выбирали материал в зависимости от его наличия в местности, в которой они жили, возможности его адаптации в качестве контейнера, его веса и долговечности. Нэцкэ изготавливались по разным методикам: обрезка, рельеф, резьба, гравировка, филигрань, литье, металлическое тиснение, лак, керамика, инкрустация и краска. Создание их считалось мужским ремеслом, и требовалось от тридцати до шестидесяти дней работы для создания одного нэцкэ.

Первые мастера нэцкэ создавали их под влиянием религиозных представлений, так что большинство предметов было связано с традициями и верованиями: божествами, легендарными фигурами и людьми, которые были обожествлены, демонами и духами. К ним добавились настоящие и воображаемые существа, живые и неодушевленные формы, связанные с фольклором. Соответственно, довольно сложно классифицировать конкретные мотивы нэцкэ. Баклажан, который изображался довольно часто, также является символом, связанным с буддийским праздником Бон или Обон (День памяти, праздник поминовения усопших). В этот день баклажан помещают на полку, используемую в качестве домашнего алтаря (место душ предков). Мышь же является одним из двенадцати китайско-японских символов удачи и принадлежит Дайкоку, одному из семи богов счастья. Две мыши символизируют элементы инь и янь. Поскольку вся природа священна, согласно японской вере синто, и боги взаимосвязаны с реальным миром, отношение к нэцкэ является не просто эстетической оценкой. Скорее, отношение к ним выражает глубокое переживание духовных и культурных ценностей.

Нэцкэ демонстрируют японскую концепцию украшения повседневных предметов и превращения их в художественные произведения. Высокое техническое качество и точность деталей японских художников не мешали индивидуальному выражению и интерпретации легенд или народных и религиозных традиций. Мотивы нэцкэ предоставляют нам бесконечный источник для постижения обычаев, символов, басен и концепций периода их создания.

Типы нэцкэ, представленные на выставке:

Катабори (резьба по кругу) — наиболее распространенная трехмерная фигурка. Среди используемых мотивов: религиозные образы, животных, фантастических существ и растений. Катабори делаются из дерева, слоновой кости и костей различных животных, рога, керамики, фарфора и лака.

Мандзю — также называется японский рисовый пирожок, имеет круглую, овальную, квадратную или плоскую форму с рельефной резьбой. Мандзю делаются из слоновой кости, лака, металла или фарфора. Делается из одной или двух половинок

Кагамибута (зеркальная крышка) — сходна по форме с мандзю. Представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой кости, рога или дерева с металлической крышкой. Мастера по металлу украшают гравировкой или инкрустацией драгоценных металлов.

Рюса — названа по имени мастера, который создал эту форму в 18 в., является вариацией формы мандзю. Рюса полая внутри,  выполняется в филигранной технике и, следовательно, имеет очень легкий вес.

Саси — вытянутые фигурки нэцкэ, сделанные из цельного длинного бруска из кости, бамбука, дерева или слоновой кости.

Нэцкэ маска — обычно создавалась, как хобби художников, которые создавали маски для традиционного японского театра Но. Высокодетализированная маска вырезалась из дерева, как и оригинальная, и иногда покрывалась лаком.

Д-р Илана Зингер-Блайн, куратор музея Тикотин.

  • Посещение открытие выставки 12 августа 2017 года — бесплатно.
  • Билеты в музей доступны в кассе музея. Стоимость билетов и время работы музея можно уточнить на сайте http://www.tmja.org.il или по телефону 04-8383554
  • Выставки проходят в музее имени Тикотина в Хайфе по адресу ул. а-Наси, 89.
  • Ближайшие русскоязычные экскурсии в музее: 19.08 и 16.09 в 11:00. Экскурсии проводится на бесплатной основе, при условии приобретения входного билета в музей.
  • Для новых репатриантов посещение музея в течение первого года является бесплатным при условии предъявления теудат-оле в кассе музея.

 

По материалам пресс-релиза. Текст и фотографии  присланы  пресс-службой музея имени Тикотина

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com