fbpx
Впечатления

Неразрешимая загадка последнего шедевра Моцарта

Моцарт. Реквием. Казалось бы, что можно придумать нового в исполнении музыки, которую, действительно, знает каждый. Оказывается можно, интерпретируя Реквием в непривычном ключе, на сцене, в Опере.
Написанный в последние недели жизни Моцарта Реквием , музыку которого столь красива и проникновенна, иногда вызывает отчаяние. Ведь это музыка смерти. Или жизни?
Mоцарт знал, что значит прерванная жизнь. Он был младшим из семи детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Из его собственных шестерых детей выжили только двое. Смерть для него не была абстрактной идеей, но преследовала его с рождения до его смерти в 1791 году. Реквием ре минор был его последним произведением – Моцарт умер, не завершив его. Ему было всего 35 лет.
Будучи католиком, Моцарт присутствовал на многих панихидах – церковных службах за мирный упокой умерших. Этот обряд просит Бога принять человеческую душу на небеса. Известно, что Моцарт переложил литургический текст на музыку для заказчика, потерявшего молодую жену из-за болезни. Но после смерти Моцарта. его вдова Констанца утверждала, что в последние дни болезни Моцарта верил, что пишет Реквием для собственных похорон. В реквиеме Моцарта есть драматизм и человечность, эмоции и величавость, даже суровость, меланхоличность и надежда, красота и сложность жизни, таинство рождения и смерти. И его последний вздох на краю сознания. Первый раз Реквием Моцарта был представлен силами Венского театра, который всего за два месяца до этого исполнял «Волшебную флейту» Моцарта. Его Реквием – это музыкальное искупление.
Какой бы прекрасной ни была жизнь, она заканчивается, но остальное должно продолжаться… Реквием напоминает, как и другое великое искусство, что и до, и после смерти мы принадлежим друг другу.
Обстоятельства, окружающие сочинение Реквиема, пропитаны романтической тайной. В июле 1791 года Моцарт, измученный своей работой, моральными и финансовыми заботами, писал заключительные строки «Волшебной флейты», когда его посетил тайный посланник. Теперь мы знаем, что это был стюард графа Вальсегга, вдовца, любящего музыку, который хотел заказать похоронную мессу в память о своей жене. Работа началась осенью 1791 года, но была прервана смертью музыканта. Его жена Констанция сначала доверила партитуру Эйблеру, который также не смог ее закончить, а затем ученику Моцарта Зюсмайеру, которому он дал ряд заметок о Реквиеме.
Реквием Моцарта в Израильской Опере в постановке Ширит Ли Вайс и Надава Барнеа – иной, непривычный, по -новому показывающий красоту и трагедию музыки, отношение эпохи Моцарта и нашей эпохи к жизни и смерти, к их круговороту, отражаемому в ритуалах и церемониях. Их «Реквим» – это еще попытка ответить на вечный вопрос, зачем, собственно говоря, всё происходит? Происходит вновь и вновь в замкнутой цикличности, в вихре которой или в медленном вращении все мы мы постоянно пребываем.
Вот здесь уже подробно написано об этой постановке https://www.israelculture.info/rekviem-mocarta-pod-zanaves-sezona-izrailskoj-opery/
Билетов практически нет, всё расхватали. Мне посчастливилось побывать вчера на генеральной репетиции и потому прослушать один из отрывков дважды в исполнении хора, участники которого, как и солисты, выступают в белых одеждах – то ли туники жрецов, то ли рясы священников, а может саваны или праздничные наряды. Об этом говорит и вся постановка – о том, что жизнь и смерть сливаются,как то принято во многих религиях. Если раскрутить круг со всеми цветами радуги, то в движении он будет белого цвета. Белого – как тот яркий ослепительный свет, что заливает сцену, что скрыт в шаре-планете, что выстреливает копьями.
Прекрасная задумка постановщика по свету Надава Барнеа и режиссера Ширит Ли Вайс, замечательные костюмы художницы Ули Шевцовой. В этом спектакле множество символов, не все разгаданы, но музыка, получившая новое воплощение и звучание – все та же вечная музыка! Музыка, свет, движение, сценография, костюмы, хор, солисты – все сливается в один ряд, в новый Реквием, в час сценического действия которого вмещено так много.
Текст – Маша Хинич. Фото – © Йоси Цвекер

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com