Сцена из балета MOVEMENT – © photo by Marina Levitskaya – предоставлено пресс-службой Центра Сюзан Далаль
Перед войной, в прошедший четверг….
Перед войной, в прошедший четверг – как обыденно и страшно это звучит. Мне до войны три часа езды на автомобиле – далеко по нашим стандартам. Три часа за рулем – многое можно обдумать, вспомнить и проанализировать.
MOVEMENT Неты Иерушалми – балет, показанный в рамках фестиваля «Тель-Авив Данс» в Центре Сюззан Далаль в прошедший четверг – это тоже обдумывание, анализ и воспоминания, синтез сотни цитат из танцев разных жанров и культур. Радикальное балетное лоскутное одело, «сшитое» из заимствований, анализа и парафраз, из идеи плюрализма. Одеяло, сшитое не нитками, а эстетикой, ритмами, иерархией, ощущениями – с целью создать танец, столь красивый, сколь и сложный, медитацию движущихся тел.
В MOVEMENT, премьера которого прошла в марте 2022 года в США, используется музыка композитора Паулы Маттузен, и это – отдельное впечатление: эта музыка прекрасна и сама по себе, и точно «сметана» с лоскутками спектакля. Исполняют MOVEMENT танцоры из Кореи, Сенегала, Израиля, Тайваня, США и других стран.
Семь танцовщиков в костюмах моего любимого зелёно-травяного-салатного цвета. Этот оттенок зеленого сразу поднял настроение на несколько уровней, к тому же пара танцовщиков были явно не конвенционального балетного вида, и легко подумалось «ведь я тоже так могу», но через несколько минут стало ясно – нет, не могу. Этот балет – азбука, хрестоматия, итог учебного процесса, учебник, результат сложного исследования о языке движения, о его реконструкции в новых смыслах, о переосмыслении цитат великих хореографов – Баланчина, Нижинского, Марты Грэхам, Элвина Эйли, Боба Фосса, Мерса Каннингем, Люсинды Чайлдс, а также цитат из народных, традиционных, церемониальных и современных танцев. И из современной жизни.
Балет, насыщенный символами, балет-книга, которую можно читать, листая в любом порядке, пересматривая, возвращаясь к началу, к входу в этот все время меняющийся кабинет танцевальных курьезов Неты Йерушалми, в этот танцевальный эксперимент, исследующий нормы современного мира в новом хронометраже и в новом ритмическом рисунке.
MOVEMENT – это лекция-демонстрация в художественной форме каталога истории танца, соединение перформанса с научной дискуссией в формате коллажа.
MOVEMENT – это продолжение практики Иерушалми по перепрофилированию, переориентации и даже реконтекстуализации танца, скручиванию фрагментов, казалось бы, несвязанных произведений в захватывающее новое целое.
Этот новый, смелый, амбициозный, динамичный и максималистский спектакль проливает свет на танец, как на неизбежную и объединяющую силу в хрупком и запутанном мире.
Нета Иерушалми (https://www.nettay.com/), родившаяся в Галилее, меняет наш взгляд на современные балетные шедевры. Она – отмеченный наградами хореограф и исполнительница, живущая в Нью-Йорке с 2000 года. Нета удостоена стипендии Гуггенхайма, стипендии Принстона в области искусства, исследовательской стипендии Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств, стипендии Тулмина для женщин-лидеров танца в Центре балета и искусства в Нью-Йоркском университете, стипендии New York City Centre по хореографии и т.д.
MOVEMENT – продолжение ее работы «Парасовременность» (PARAMODERNITIES), про которую Нета говорит так: «Возьмите шесть классических танцев. Нарежьте их на фрагменты. Затем разорвите современный канон, в котором в равной степени сочетаются любовь и ярость». И добавлю: сочетаются еще и юмор, коллективное переживание, чувство кризиса, смятение и нестабильность. И много, много желания сделать мир лучше.
Паула Маттузен (https://www.paulamatthusen.com/about/) – композитор, пишущая как электроакустическую, так и акустическую музыку и создающая звуковые инсталляции. Помимо написания инструментальной музыки, она сотрудничает с хореографами и театральными группами, пишет музыку для различных инструментов.
Маша Хинич. Фото (© photo by Marina Levitskaya) – предоставлено пресс-службой Центра Сюзан Далаль