Абсурдные и радикальные инсталляции Powerless Structures в пространстве от Elmgreen и Dragset: Новая выставка Элмгрина и Драгсета в Тель-Авивском музее, первый раз представляющих свое творчество в Израиле, названная «Бессильные структуры» («Powerless Structures») открывается 1 апреля в нескольких помещениях музея и продлится до 27 августа 2016 года.
Творческий дуэт из Дании и Норвегии «Elmgreen and Dragset», состоящий из Майкла Элмгрина (Michael Elmgreen) и Ингара Драгсета (Ingar Dragset), работает в жанрах гиперреализма и инсталляций. Их работы полны явных «скандинавских» черт: изощренной драматичности, тяги к странностям, а совместно с ними и взятой на себя – художников – некой общественной ответственности. При этом сами Элмгрин и Драгсет не называют себя художниками. Их кредо – «прочь от канонов», и потому в своем творчестве они кидают вызов обыденному представлению о пространстве, исследуя возможности пространства и связь между искусством, архитектурой и дизайном. Пространство художественного эксперимента и трансформации пространства – так можно описать суть их творчества.
Манера Элмгрина и Драгсета неизменно иронична, мрачна и комична одновременно. Они часто «дразнят» публику, даже «вредничают», обыгрывая визуальное воплощение темы споров о «конце искусства» и вызывая у зрителей острые ощущения, нарушая статус-кво, привлекая внимание к существующим стереотипам и социальным ролям, доводя некие ситуации до крайностей (прекрасный пример – автопортрет из этикеток-подписей к работам). Но они не просто высмеивают окружающий мир, они куда больше, чем шутники. Вместе они работают уже 21 год – с 1995 года, и на протяжении общей карьеры, не раз меняли методы и способы своего искусственного и искусного эксперимента, обращаясь и к общественной критике и к тому, что более ясно, потому что видно – к архитектуре, скульптуре, инсталляциям. Их произведения – это визуальные объекты, перформансы и объемные инсталляции.
Свой скандинавский дуэт Майкл Элмгрин (датчанин из Копенгагена, 1961 года рождения) и Ингар Драгсет (норвежец 1969 г.р. из Тронхейма) основали в Лондоне, а живут и работают в Берлине. Точнее, работают они везде – в Венеции, в техасской пустыне, где разместили объект в виде бутика Prada в 2005 году, в Нью-Йорке, где установили огромный, но не работающий бронзовый телескоп на прогулочной зоне High Line и в Хельсингоре в Дании, где в 2012 году дуэт представили свою «Русалочку». В списке – Лондон (антивоенный монумент в виде гигантского ребенка на лошадке-качалке, кочующий по их работам персонаж на Трафальгарской площади), Мюнхен, Цюрих, Пекин, Сеул, Осло, Москва, Париж, юбилейное 50-е Венецианское биеннале в 2003 году и 25-е биеннале в Сан-Пауло… В том же списке не только музеи и выставочные залы, но и общественные здания, больницы, парки – так как Элмгрин и Драгсет также занимаются архитектурными формами.
Искусствоведы считают, что дуэт продолжает деятельность Мишеля Фуко – известного французского исследователя, одного из «отцов» постструктуралистской, постмодернистской философии, чьи работы были посвящены механизмах контроля над человеком. В более общем виде их перформансы затрагивают область биополитики, цель которой заключается в организации человеческого времени и энергии в повседневной жизни. Если выразить это более простыми словами – дуэт любить похулиганить на социальные темы, перевернув всех с ног на голову и бросив вызов привычному представлению о пространстве и социальных моделях.
Майкл Элмгрин так объясняет их творчество: «Мы пытаемся создать ситуации в неких параметрах так, чтобы люди чувствовали себя немного неловко, немного вуайеристами, но относились бы к происходящему с большим чувством юмора. Первоначальные ассоциации и ожидания нарушаются, но надежда и желание понять остаются».
Выставка «Бессильные конструкции» – «Powerless Structures» – выстроена в соответствии с внутренним пространством Тель-Авивского музея. Это site-specific экспозиция из 8 работ в семи галереях музея и в саду скульптур, состоящая из монументальной инсталляции и нескольких скульптурных работ. Концепция выставки такова: что произойдет с властными структурами – политическими, социальными, гендерными, финансовыми, культурными и прочими – если вырвать их из привычного пространства. И тогда получится «Коробка для пожертвований» в стеклянном вакууме, «Современный Моисей» в люльке под банкоматом (восковая аллегория неолиберальной экономической системы, но не забывайте про чувство юмора) и полноразмерная копия фрагмента Берлинской стены, на фоне которой на вершине пожарной лестницы сидит подросток. А портреты самого дуэта «спрятаны» в галерее европейского искусства, точнее не портреты, а их следы, исчезающая в пространстве и времени идентичность. Все это похоже на пьесу-исследование – ироничную и романтическую, в минималистском нынешнем понимании романтики.
Выставка Элмгрина и Драгсета в Тель-Авиве – третья часть проекта-трилогии под названием «Биография». Первая часть экспонировалась в музее Baastrup Firnli в Осло весной и летом 2014 года, вторая часть в Национальной галерее Дании в Копенгагене в сентябре-декабре 2014 года. Для этой выставки выпущен общий каталог для трех музеев в двух томах. В первом томе – только изображения, во втором – тексты, написанные специально для проекта «Биография» кураторами и другими авторами. Powerless Structures Элмгрина и Драгсета – это мистика и масштаб, неистощимый юмор и ирония – и все это в применении к современному искусству в непривычных даже для него рамках.
Выставка «Elmgreen and Dragset. Powerless Structures» продлится до 27 августа 2016 года. Куратор Рут Директор.
Сайт музея – http://www.tamuseum.org.il/
Сайт художников – elmgreen-dragset.com
Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье – закрыто; понедельник, среда, суббота – с 10-00 до 18-00; вторник, четверг – с 10-00 до 21-00; пятница – с 10-00 до 14-00. Обратите внимание: в дни праздника Песах в музей бесплатный вход.
Маша Хинич. Все фотографии предоставены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств. Заглавное фото – For as Long as It Lasts, 2016, courtesy the artists, artists’ rendering. The Future, 2014, courtesy Galleri Nicolai Wallner, Copenhagen, photo: Anders Sune Berg