Заглавное фото – © Охад Фалик
Уже через несколько минут после начала репетиции «Nova Кармен» мне стало ясно, что я должна постараться не только быть на премьере этого балета, но увидеть его полностью – и не один раз. «Nova Кармен» околдовывает. Для тех, кто знаком с творчеством хореографа Шарон Эяль, это не удивительно. Шарон Эяль – сама по себе явление – впервые работает с труппой Израильского балета. Много лет она была ведущей солисткой и хореографом «Бат-Шевы» – эталона modern dance, а сейчас работает с классическими танцовщиками. Непривычное, казалось бы, для нее, сочетание, но Шарон училась именно классическому балету в школе «Бат-Дор», ценит и любит классику, и результат ее работы с классической труппой поражает уже на репетиции. Имя Шарон Эяль ассоциируется с авангардом, contemporary ballet, головокружительной энергией и бескомпромиссной смелостью, мозаикой страстей, сложнейшими постановками, основанными на экспрессивной хореографии. Израильский балет более связан с нео-классикой и классикой. Неудивительно, что результатом сотрудничества Шарон Эяль с Израильским балетом стал спектакль, уже в названии которого намек на смешение жанров – «Nova Кармен» – современная, оригинальная и дерзкая новая «Кармен», вдохновленная одноименной оперой французского композитора Жоржа Бизе.
Премьера пройдет 12 мая в Хайфе, затем 14 мая в Иерусалиме, а в Тель-Авиве этот балетный спектакль будет показан 16 и 17 мая в Израильской опере. А пока что об этой работе рассказывает Клэр Бейлис-Нагар, новый художественный руководитель Израильского балета.
– Клэр, добрый день. Я уже успела вам сказать, по-моему, десять раз подряд, что балет «Nova Кармен» меня поразил буквально за несколько минут. На репетиции чувствуется, что он также поражает и самих исполнителей – ваших танцовщиков. Назвать эту постановку только балетным спектаклем мало, я бы ее охарактеризовала как «произведение искусства».
– А я бы уточнила – «новое произведение искусства». Поскольку нам приходится иметь дело с новым языком движения – со сценическим лексиконом Шарон Эяль. Мало кто знает, но она пришла к современному танцу из мира классического балета и очень любит классику. Танцовщики же, со своей стороны, всегда находятся в поиске чего-то нового, они люди любопытные, поэтому их поиски в сочетании с новым языком Шарон, ведут к чрезвычайно любопытному результату…
– …под названием «Nova Кармен». Почему «Кармен»?
– Так было решено дирекцией Израильского балета. Наша труппа ни разу ни ставила «Кармен» – и мы, решив эту ситуацию исправить, начали поиски хореографа. Тогда-то мне и пришла идея пригласить Шарон, которой я в свое время преподавала в «Бат-Шеве» классический танец, и назвать этот спектакль «Nova Кармен», чтобы изначально дать понять зрителю, что это не традиционная «Кармен». Это не совсем тот, всем знакомый и привычный, классический сюжет с музыкой Бизе.
– Обычно новый хореограф приходит со своими собственными проектами, а тут идея исходила от руководства балета…
– Да, это и для нас внове. Мы искали не повторение старого, всеми виденного – так и родилась эта идея.
– Новая в этом балете и музыка. Частью это, конечно же, музыка Жоржа Бизе, но не меньше и электронных гитарных риффов, всё себе подчиняющих ритмов, во многом определяющих строй движения. Шарон и ее партнер – музыкант Гай Бехар – всегда находят необыкновенное, завораживающее музыкальное сопровождение.
– Они используют музыку Бизе, которая звучит у Шарон необыкновенно сильно, мощно. Это ее стиль – ритмичная, энергичная музыка, она необыкновенно талантливый и умный и хореограф, и саундмэн.
Вы наблюдали за фрагментами репетицией, но будьте уверены, что когда Шарон пришла к нам первый раз, она уже ясно представляла всю хореографию, весь балет от начала до конца. Шарон из тех хореографов, кто ясно представляет всю картину сразу.
– Насколько вашим танцором было тяжело начать думать по-новому, иначе двигаться?
– Это не так уж сложно. Когда Шарон сама танцует и показывает, она настолько убедительна и прекрасна, делает все с такой огромной любовью, страстью, самоотдачей, что остается ей только следовать.
– Страсть – это главная черта характер самой Кармен.
– Именно поэтому я была уверена, что «Кармен» ей очень подойдет. Работы Шарон полны и страсти и напряжения, они завораживают своей интенсивностью, первобытными инстинктами движения, силой эмоций, уникальным сценическим языком, стилем и фантастическим миром, который Шарон и создает в полном соответствии с характером Кармен, натиском и драмой. Страсть Шарон к бескомпромиссному танцу, встреча между нашими танцовщиками и ее сценическим языком движения, бросающим вызов исполнителям, а также ее спектр эмоций и чувств буквально «взрывают» сцену, «взрывают» с огромной силой и классический балет, столь рассчитанный и взвешенный, изысканный и сдержанный.
– Думаю, что для Шарон Эяль это был серьезный вызов. Насколько я знаю, обычно она является автором идеи от начала до конца, а тут ей преподнесли сюжет.
– Да, это вызов, и она справляется с ним прекрасно. Наше сотрудничество привело к самым необычным результатам, к тому, что может дать сочетание техники классического танца, физической силы и тайны творчества. Наши танцоры и Шарон Эяль бросили вызов традиционным интерпретациям столь популярного сюжета и на стыке современного танца и мира классики создали «Nova Кармен».
– Где работала Шарон Эяль в последние годы?
– Шарон работает с различными коллективами по всей Европе, она очень востребована. Только что она закончила в Лондоне постановку с National Dance Company в центре «Сэдлерс-Уэллс» – 41 танцовщик на сцене, критика была превосходная. Она работала в Швеции, сейчас собирается в Берлин. Шарон ездит по всей Европе, потому наше решение пригласить именно её было совершенно естественным – израильский хореограф, столь успешный в Европе! Шарон Эяль – необычно одарена, прекрасно известна во всем мире, и было бы жалко не объединить наши силы.
– У Шарон Эяль есть и своя собственная труппа L–E–V.
– L-E-V сейчас на гастролях в Сингапуре, они уехали на полтора месяца, так что нам повезло – Шарон все время с нами. Она из тех хореографов, кто много лет следует своему стилю, но при этом постоянно развивается и, с моей точки зрения, становится с каждым годом все лучше и лучше. Она очень хорошо понимает, что делает. Одно из самого интересного во всей истории «Nova Кармен» – это встреча Шарон с Израильским балетом, и встреча Израильского балета с Шарон. Это самое важное – то, что это принесет нам, и чем это отзовется в ней.
****
«Мне всегда нравился классический балет, это напоминает мне о моем детстве, – говорит Шарон Эяль. – И мне нравится анализировать воспоминания, старые эмоции, придавать им новую форму и новое содержание», – уточняет она, добавляя, что сотрудничество с Израильским балетом придало ей новое вдохновение, было волшебным и прочным. «Классика давно мне импонирует, и мне было интересно внести в современную хореографию формальные классические элементы, движение-нетто. Нет никакого контраста между классическими, современными или даже африканскими танцами – одно вытекает из другого, и все вместе представляет собой свободный танец».
Танцовщица и хореограф Шарон Эяль родилась в Иерусалиме. Училась в академии музыки и балета имени Рубина в Иерусалиме и в студии «Бат-Дор» в Тель-Авиве. В возрасте 17 лет начала танцевать в ансамбле «Бат-Шева», где со временем стала пробовать свои силы в хореографии, поставив для «Бат-Шевы» такие работы как «Love», «Bill», «Макарова-Кабисса», «Бартолино» и другие. Балет «Love», был представлен на престижном фестивале Jacob’s Pillow Dance Festival в Беркшире в США и стал началом международной карьеры Шарон Эяль. С 2006-го года Шарон Эяль работает с Гаем Бехаром (ведущим израильским исполнителем альтернативной электронной музыки) и музыкантом Ори Лихтиком. В 2013-м году она создала собственную труппу L-E-V выступающую во всем мире. Шарон Эяль ставит балеты в Норвегии, Англии, США, Германии, Голландии, Швеции и в других странах.
«Nova Кармен»
Хореография: Шарон Эяль
При сотрудничестве с Гаем Бехаром
Музыка: Жорж Бизе в современной обработке Ори Лихтика
Художник по свету: Алон Коэн.
Художники по костюмам: Шарон Эяль, Ребекка Хайтинг, Оделия Арнольд
Даты представлений:
12 мая 2018 года, суббота, Хайфа, «Аудиториум», 20:30
14 мая 2018 года, понедельник, Иерусалим, зал «Шеровер», 20:30
16-17 мая 2018 года, среда и четверг, Тель-Авив, Центр Сценических искусств, 21:00
5 июля 2018 года, четверг, Кфар-Саба, «Гейхал ха-Тарбут» 20:30
Заказ билетов – здесь или на сайте Израильского балета
Маша Хинич. Фотографии (© Гади Дагон, Ошер Партови и Охад Фалик) предоставлены пресс-службой «Израильского балета»