Возможно, балет субстанция еще более эфемерная, чем музыка. Музыка – в том или ином исполнении, зачастую самого автора, самого композитора, остается записанной на дисках, в Интернете, в нотных сборниках. Балет тоже можно записать – на видео, на кинопленку, существует и особая «балетная грамота» – символы для записи движения. Видео может помочь рассмотреть детали, вернуться к некой сцене; кино – передать общие планы, записи-символы – вспомнить порядок поз. Но ничего, кроме непосредственного присутствия в зале, не позволит прочувствовать ту ауру, то настроение, которое возникает, когда зрители затихают, замирают, когда публика затаивает дыхание, когда не раздается ни малейший шорох – такова сила ожидания тех мгновений, которые запечатлеваются в памяти и вот на таких черно-белых фотографий, как эта. Просвечивающие силуэты сильфид из “Жизели” в сцене безумия – штрих, намек, легкость, сострадание. И столь же сострадательна трагическая фигура самой Жизель (потрясающее исполнение примы театра Марии Абашовой) в обновленной редакции спектакля «Красная Жизель» Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, вновь гастролирующего в Израиле. Балет Эйфмана впервые побывал в Израиле 16 лет назад. Нынешние гастроли – уже 13-е.
“Красная Жизель”. Фото: Елена Запасская
Борис Яковлевич очень многое изменил в хореографии и давний спектакль только выиграл от обновления редакции: этот балет стал еще театральнее, сюжетная линия проявилась еще более ярко, и спектакль от этого стал мощнее, рассказ о судьбе балерины Ольги Спесивцевой, об атмосфере в России после революции – еще более литературны и живописны – если так можно сказать о танце. Конечно, можно, когда видишь разноцветный, каждую минуту другой кордебалет, когда видишь белые, точно из картона вырезанные фигуры-символы, подымающиеся на трап корабля – точно в духе конструктивистских рисунков РОСТА 1920-х годов, когда видишь исчезающую в зеркалах фигура Абашовой – Спесивцевой…
Театру танца Бориса Эйфмана обещано к 2019 году собственное здание – Дворец танца. Именно к этой дате Борис Эйфман хочет подготовить новые редакции семи своих старых балетов, одним из которых оказалась и «Красная Жизель». Заново осмысленный и заново отредактированный балет смотрится как иное зрелище, как другой спектакль – еще более глубокий, чем прежний, потому что к старой хореографии прибавились годы ее осмысления.
Фото: © Лена Запасская http://lenazapassky.zenfolio.com/
Все фотографии – https://www.facebook.com/elena.zapassky/posts/10154640725309161