Верхнее фото – Полина Осетинская. © Евгений Евтюхов
«Я присваиваю музыку себе на правах творца. Играю так, как будто сама её сочинила. Мы все являемся копиями творца. И создаем то, чего до нас не было»
Полина Осетинская
Ресиаталь пианистки Полины Осетинской станет открытием для любителей классической русской музыки.
Связи в русской музыке
«Eleganza» – так называется новая программа, которую сыграет выдающаяся пианистка русской школы, ученица прославленных педагогов петербургской и московской консерваторий Марины Вольф и Веры Горностаевой. 24 января в Тель-Авиве прозвучит музыка, которую не так часто услышишь в Израиле. Рахманинов, Скрябин, Аренский, Метнер, Прокофьев. В программе «Eleganza» произведения этих выдающихся композиторов и пианистов связаны в своеобразный логический и эмоциональный ряд. Объединив музыку пяти русских композиторов, Полина Осетинская создала уникальный образ русской духовности и мистицизма начала века. Три ранних пьесы Скрябина, «Опыты с забытыми рифмами» Аренского и «Соната-Воспоминание» Метнера, «Вариации на тему Корелли» Рахманинова и Седьмая Соната Прокофьева в исполнении Полины Осетинской зазвучат по-новому на израильской сцене.
Связь в творчестве и в жизни пяти выдающихся музыкантов не была случайной. Скрябин и Рахманинов в юности учились вместе у Николая Зверева. У Антона Аренского Рахманинов и Скрябин занимались композицией, а Метнер – гармонией. Николай Метнер и Сергей Рахманинов дружили и поддерживали друг друга в эмиграции. Прокофьев, так же как и Рахманинов, пережил опыт эмиграции, из которой один из них вернулся, а другой нет. Два титана русской фортепианной музыки – Рахманинов и Прокофьев, немного заслоняют своим масштабом Аренского, Метнера и Скрябина, но все они вышли из одной колыбели русского романтизма, все были прекрасными пианистами и умели и любили писать для рояля. Их произведения, которые сыграет Полина Осетинская признаны вершинами композиторского мастерства.
От вундеркинда к виртуозу
Полина Осетинская сегодня – это громкое имя. Она признана безусловным лидером своего поколения фортепьянных исполнителей. Она известна не только как виртуозная пианистка, но и как интеллектуальный музыкант, умеющий составлять необычные программы, как обладательница магнетического обаяния и харизмы. У нее особые отношения с инструментом, с классикой и с современной музыкой.
Выйдя на сцену еще в детском возрасте, она прошла все стадии формирования вундеркинда в виртуоза и музыканта, чье имя останется не только в анонсах и афишах, но и в истории фортепьянного исполнительского искусства.
Она села за рояль в возрасте пяти лет, в шесть сыграла первый сольный концерт, а в восемь исполнила Баха с симфоническим оркестром. Ее жизнь достойна книги в жанре детектива. Впрочем, она уже написана ею самой и читается на одном дыхании.
Израильские гастроли
Израильские любители музыки открыли для себя Полину Осетинскую три года назад, когда она вышла на сцену вместе с Ксенией Раппопорт в спектакле «Неизвестный друг» по рассказу Бунина. Ее роль за роялем была не менее драматична, чем у главной героини. А ее музыка выражала то, что было недосказано словами. Первая сольная программа в Израиле «Приключения фортепиано» в 2017 году представила израильской публике виртуоза, владеющую в музыке невероятным диапазоном выразительных средств и оригинальным прочтением фортепианных произведений.
Сила звука и геометрия созвучий
Сегодня Полина Осетинская концертирует по всему миру. В ее списке мировые турне и выступления в лучших концертных залах. Наряду с камерными и сольными концертами, выступает в дуэтах с выдающимися исполнителями, такими как Максим Венгеров, Алексей Гориболь. Играет с оркестрами, среди которых государственный академический Симфонический оркестр имени Светланова, заслуженный коллектив Санкт-Петербургской филармонии, Токийский Филармонический, оркестр Веймарской оперы. Полина Осетинская принимает участие в концертах необычного формата и драматических постановках.
Уникальность искусства Полины Осетинской в том, что оно универсально. А ее элегантность, огромное обаяние, сценическая харизма покоряют слушателя и создают незабываемую атмосферу на концерте. При этом критики отмечают, что особенностями исполнительской манеры Осетинской являются «сила звука, сложнейшая геометрия созвучий».
Повинуясь внутреннему камертону
Бурная концертная деятельность не мешает пианистке заниматься благотворительностью и общественной деятельностью.
Она одна из немногих известных музыкантов, исполняющих специальные программы для детей. Ежегодные детские концерты в Москве и Перми собирают тысячи маленьких слушателей и родителей. Эти выступления имеют не только культурно-просветительское значение, но и общественное звучание.
Созданный несколько лет назад Центр поддержки профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской помог многим профессиональным и начинающим музыкантам справится с психологическими и физическими проблемами, возникающими в процессе многочасовых репетиций и концертов. В её центре проходят мастер-классы, лекции медиков и психологов, семинары. Даже создана группа поддержки родителей молодых музыкантов.
Свое участие в ежегодном Концерте памяти жертв Холокоста в Санкт-Петербургской филармонии Полина Осетинская считает одной из важней миссий на стыке музыки и исторической памяти.
«Мой внутренний камертон был во мне установлен моими великими учителями Мариной Вольф, Верой Горностаевой, Леонидом Десятниковым.- говорит Полина Осетинская,- Я все делаю, будучи лично глубоко убежденной и остаюсь верной идеалам. Таковы мои правила игры.»
Сайт Полины Осетинской – http://osetinskaya.ru/
«Eleganza».Реситаль Полины Осетинской. Реситаль в Тель-Авиве
24.01.2020 – Тель-Авив, Тель-Авивский музей искусств (зал «Ассья»), начало в 20:00
Заказ билетов: http://bit.ly/2mlSCny
Все фотографии – © Евгений Евтюхов – предоставлены организатором гастролей фирмой FGKProduction