Живопись Нурит Давид периода с 1996-го по 2009-й год
Современная израильская живопись… Стоит задать вопрос, что это такое, как искусствоведческие прения переходят от натянутого политеса к дуэли на кисточках и шпателях – почти так же быстро, как израильское изобразительное искусство двигалось от живописи фигуративной к абстрактной и концептуальной, от комического к трагическому, от живописи политической и социальной – к натюрмортам и пейзажам, от религиозной символики к визуальной терминологии, от аллюзий ренессанса к самодовольным, а иногда и к критично-ироничным портретам, а затем обратно от модернизма к классике, спиралями и кругами, собирая свой урожай шедевров, работ запоминающихся и проходящих, урожай премий и призов, внимания и отстраненного игнорирования. Но если публика и проигнорирует порой от недостатка времени и любопытства то или иное живописное явление, то Лили Эльштейн, любовно собирающая свою коллекцию, точно обратит на него внимание.
Большая часть экспозиции «Трудящиеся», которая представлена в эти дни в галерее отеля «ELMA» – это работы из двух живописных циклов замечательной и очень известной израильской художницы Нурит Давид, работы середины ее творческого пути – с 1966-го по 2009-й год. Почему такое «рабочее» название дано выставке художницы, чье творчество ассоциируется с поэзией, сказками, литературным мистицизмом, с образами из дальневосточного фольклора?
Потому, что с точки зрения Нурит Давид, «Трудящие» – это те, кто активно отстаивает свою позицию, выбирает свою судьбу. Один из представленных живописных циклов называется «Поторопитесь, пришел ваш час» – название, взятое Нурит Давид из сборника «Бесплодная земля» Томаса Элиота. Этот цикл был впервые представлен в 1998 году в галерее «Гивон» в Тель-Авиве. Второй цикл – «Одно лето в аду» – получил свое название от стихотворения в прозе Артюра Рембо, и был ранее представлен в галерее «Семинара художников» в 2001 году в Тель-Авиве.
В картинах обеих серий можно заметить некое отчаяние, некую экзистенциалистскую позицию, которой Нурит Давид следовала в 1980-х годах, настаивая на том, что человек сам может выбирать свою судьбу. В этих картинах много лестниц, ступеней, полуклассические фасады зданий с персонажами, работающими как марионетки, сердца которых бьются в унисон. Работающих все время… В качестве компенсации за утраченную свободу в этот период Нурит Давид все больше обращается к традиционной европейской живописи, создавая свои картины, как театральные спектакли, срежиссированные на цветовых и световых контрастах. В этих картинах-спектаклях много гротеска, много от идеи семейных злоключений, от христианского повествования о Святом Семействе, много видов бесплодной земли с ее скудной визуальной традицией.
На выставке также представлены два относительно крупноформатных и поздних пейзажа, пространство которых буквально выходит за пределы полотен: «Я танцую на твоей могиле» 2009 года и «Строительство летней дачи» 2006 года. Первый из них относится к небольшой серии, посвященной Неаполю, и в ней заметны детали жутковатого средневекового танца. Второй же пейзаж написан по мотивам короткого рассказа японского писателя-романтика Идзуми Кёка «Один день весны» и подчеркивает глубокую связь Нурит Давид с японской культурой.
Работы Нурит – модернистские и фигуративные, классические маслом и коллажи с фотографиями, графика и абстракция, затихшие пейзажи и выдуманные биографии. Патетически и поэтически, фантастично и реально, но не выспренно, а выстрадано. Ее выставки – это выставки иллюзий, рассказов о спрятанных на холсте сокровищах. Сумеете их найти – раскроете секрет ее живописи. Нет таких людей и нет таких стран – но они увидены и зарисованы, и зрителям остается только следовать за воображением Нурит Давид в ее Китай, к ее куклам, спрятанным среди цветущих кустарников, к солдатикам, затаившимся в рощах, к фарфоровым фигуркам с лицом художницы, выглядывающими из кроны деревьев. «В моей жизни есть две страсти – писала Нурит в каталоге своей выставки 2006 года, – китайская поэзия и работа на земле, как две высоких горы, между которыми я пробираюсь. Я не могу представить себе свою жизнь без того клочка земли, который возделываю и без своих учеников, в которых вкладываю не меньше, чем в землю. Когда я читаю стихи древних китайских поэтов, я представляю как они, в своих скромных одеяниях и простых сандалиях, шли по холмам с пучками свежесрезанной травы в руках, декламируя вирши. Я рисую рассказы и рассказываю картинами».
Нурит Давид – художница, поклонницей которой я давно являюсь и слежу за ее выставками. От насыщенных символами сказочных работ со скрытыми портретами себя и близких, она лет 15 назад перешла к дигитальной живописи, творимой на компьютере под влиянием японского анимэ, «Повести о Гэндзи» 11 века Мурасаки Сикибу и теорий итальянского архитектора и дизайнера Карлоса Скарпа. Скарпа удавалось мастерски сочетать в своих постройках старые традиции и новые веяния. Он умело обращался со светом, материалами и фактурами – то же делает и Нурит Давид. Часть своих новых работ Нурит Давид творит по-старинке – маслом на холсте, часть – «рисует» на компьютере и печатает на особом принтере на длинных полотнищах тонкой клеенки, называя их «новой одеждой для старых работ».
Нурит Давид рисует картины-приключения: ее живопись, тексты, статьи, ученики существуют благодаря ее таланту и воображению. Она изобразила множество жизней, сотворенных ею персонажей в придуманных пейзажах, местах, странах, среди рек, текущих сквозь разные периоды ее творчества, между фигурками, спрятанными в лесах, женщинами в красных платьях, разбегающимися по бумаге, пропыленными военными, между текстами и холмами. И спрятала в своем нурит-давидовском акабы анимэ, в своем новом мире.
Картины Нурит Давид населены таким количеством персонажей и столь насыщены деталями, что все это пересчитать и пересказать невозможно – надо видеть. Портреты же Нурит Давид сделаны в совсем иной манере, хотя также призрачны и фантастичны. Отталкиваясь от пары старых детских фотографий, она воссоздает призраки дома своего детства, населяя его женщинами-монстрами с лицами бабушки, матери и своим. Женщинами-девочками, у которых вместо тела – пружины, вместо ног – деревянные протезы марионеток, вместо торса – белые мясистые лилии. Сквозь них просвечивают лестницы, они летают по коридорам, в которых растет чертополох. Более ранние работы Нурит Давид, сделанные с использованием структуры рыхлой бумаги, аппликаций и даже спичек, приклеенных к картону и создающих тени-узоры, цветными линиями вытекающими из клубка сновидений.
Смотреть на ее работы не надоедает, а Нурит Давид щедра на экспозиции. Каждый раз – новые впечатления. Новая возможность поразиться чужой фантазии, подивиться другим мирам. Нурит Давид родилась в Тель-Авиве в 1952 году. Ее официальная биография на удивление скромна: закончила в 1978 году педагогический семинар в Рамат ха-Шароне, с 1986 года преподавала в колледже искусств «Бейт Берл». Список выставок – и персональных и коллективных – внушителен. Десятки призов. Сотни экспозиций, начиная с 1978 года. И новая выставка – на сей раз в ELMA.
Сайт художницы Нурит Давид:
http://www.nuritdavid.com/
Вход на выставку в галерее Центра искусств ELMA в Зихрон-Яаков – свободный
Маша Хинич. Иллюстрации предоставлены пресс-службой центра ELMA elmahotel.co.il