Заглавное фото- The Ten Largest, No. 7, Group IV, 1907, tempera on paper mounted on canvas, 315×234, courtesy the Hilma af Klint Foundation
Выставка A New Age: The Spiritual in Art в Тель-Авивском музее – модерн, история и тайна
Как-то прошедшей зимой я оказалась в музее MOBY в Бат-Яме на выставке «Новая эра» – странной, милой, совсем небольшой, и там впервые услышала о Хильме аф Клинт.
Как-то прошедшей весной я оказалась в Музее Гугенхайма в Нью-Йорке, на всех восьми этажах спирального пандуса которого была распластана потрясающая по силе откровенности, воздействия, красоте и искренности огромная ретроспективная выставка шведской художницы Хильмы аф Клинт.
Как-то в августе все еще не закончившегося лета я оказалась на выставке Хильмы аф Клинт, а также Эммы Кунц, Марины Абрамович и еще нескольких художников/художниц им под стать в Тель-Авивском музее искусств. И выставка эта A New Age: The Spiritual in Art – безусловно, событие выставочного сезона. Прежде всего, благодаря самой Хильме аф Клинт, ставшей провозвестником (признанной таковой уже после смерти) живописи современной и абстрактной. Ретроспектива аф Клинт в Гугенхайме оказалась самой посещаемой и успешной выставкой в истории этого музея, привлекла сотни тысяч посетителей, побив рекорд распространения билетов. Каталогов выставки Хильмы аф Клинт было продано даже больше, чем каталогов Кандинского и этот подробнейший каталог занял ровно пол чемодана по возвращении. Каталог картин и рисунков, посвященных спиритуализму, астрологии, буддизму, теософии, антропософии, прошлому и будущему. Каталог картин-загадок, картин-предвидений, которые Хильма Аф Клинт (1862–1944 гг.) запретила в своем завещании выставлять в течение 40 лет после ее смерти.
14 ее главных картин (впервые привезенные в Израиль) из 170 демонстрировавшихся в Нью-Йорке, показываются в Тель-Авивском музее искусств. Картины, описывающие математическую модель мира, его космогонию. Картины из прошлого о будущем. В 1908 году Хильма аф Клинт познакомилась с известным австрийским теософом и основателем антропософии Рудольфом Штайнером, книги которого изучала. Они встретились в ателье Хильмы в Стокгольме, где он и увидел ее работы. Штайнер не стал их интерпретировать, но отметил, что в ближайшие 50 лет они не будут поняты. Но мы уже в будущем, так что можем их увидеть и понять. Так или не так, но аф Клинт считается первой художницей, создавшей абстрактную картину – до Кандинского, Малевича и Мондриана. До «Черного квадрата» были яркие сполохи и протуберанцы и осмысление книги «Бытия» в абстракции. На выставке в Тель-Авиве также представлены 10 рисунков Хильмы аф Клинт, которые никогда ранее не демонстрировались публике.
Идея выставки «A NewAge: The Spiritualin Art – Новая эра: о духовном в искусстве» вызревала четыре года. Куратором выставки стала искусствовед Рут Директор, главный манифест Кандинского «О духовном в искусстве» не просто выучившая наизусть, но связавшая его и с 50-летием Вудстока и с модерновой музеологией. Потому выставка в Тель-Авивском музее – не уменьшенная копия ретроспективы Хильмы аф Клинт в Гугенхайме, а самостоятельное, тель-авивское видение того, что означает новая эра в искусстве. К примеру то, что на выставке показаны геометрические абстрактные «целительные» рисунки швейцарки-телепатки Эммы Кунц (1892-1963) – не менее утягивающее в космос зрелище, чем картины аф Клинт с их ассиметричной гармонией, связью линий и числе, воображения и мистики.
Вся эта выставка – искусство, отражающее духовное измерение бытия. Эссе Василия Кандинского 1912 года «О духовном в искусстве» – некий якорь, к которому привязана кураторская идея, якорь современного искусства – тех его направлений, что связанны с мистикой и эзотерикой. Потому рядом с работами аф Клинт и Эммы Кунц (1892–1963 гг.), изменивших осознание искусства, ставшего не только тем, на что смотрят, а тем, через что осознают, представлены работы современных нам художников 21 века: королевы эпатажа Марины Абрамович, творческого тандема из Лос-Анджелеса Фридриха Куната (Германия / США) и Адама Рабиновича (Израиль/США), семейной пары художников Мунтян/Розенблюм (Австрия/Израиль) и Максима Росси (Франция).
Хильма аф Клинт в 1906 году, по указанию духа во время спиритического сеанса, порвала с академической традицией (она закончила шведскую Королевскую Академию художеств и некоторое время служила секретарем Ассоциации шведских женщин-художников, а в 1889 году открыла студию в Стокгольме и стала проводить первые выставки) и начала рисовать серию из 193 картин, изображения на которых мало чем напоминали привычный в то время мир. Закончив эту серию в 1915 году, Хильма аф Клинт написала, что хотела бы видеть свои картины на стенах круглого храма, где посетители поднимались бы вверх по «спиральному созерцательному пути» – по спирали генома? Или спирали вселенной?
Хильма аф Клинт родилась в Стокгольме в 1862 году, была потомком семьи картографов и военных морских офицеров. Посещать спиритические сеансы она начала после того, как скончалась ее младшая сестра. Хильма создала группу «Пять» («De Fem»), входящие в которую женщины приводили себя в транс или «направляли энергии» с помощью машины под названием «психограф». Эти пять женщин считали, что смогли найти связь с «Высшими духами», один из которых и передал аф Клинт задание – создать «Картины для Храма» – цикл, занимающий значительную часть выставки в «Гугенхайме». После окончания работы над «Храмом» духи перестали «диктовать» Хильме, но она продолжала занятия абстрактной живописью, черпая идеи в эзотерических и антропософских теориях.
Умерла аф Клинт в возрасте почти 82 лет после автомобильной аварии, оставив 150 тетрадей, в которые записывала свои мысли и исследования. Ящики с ее картинами были открыты лишь в конце 1960-х. Музей современного искусства Стокгольма, которому хотели подарить работы аф Клинт в конце 1970-х, отверг их. Только благодаря искусствоведу Оке Фанту творчество Хильмы аф Клинт в 1986 году было представлено на выставке «Духовность в искусстве. Абстрактная живопись 1890—1985» в Лос-Анджелесе. Сегодня коллекция из 1200 работ шведской художницы находится в распоряжении Фонда Хильмы аф Клинт в Стокгольме.
«Пройдет время, прежде чем поймут мои рисунки» – вторила вслед Хильме и Эмма Кунц, репрезентативная выставка которой прошла весной в лондонской галерее «Serpentine».
Она рисовала на миллиметровой бумаге, рисовала, не чертила, а выражала в гипнотически расположенных и казалось бы спутанных линиях свою философию. Ее рисунки ничуть не похожи на мандалы – только издалека и случайно, и скорее их можно считать некими телепатическими зеркалами, потому как слово порталы уж слишком напыщенно. Она была целительницой, в ее честь в Швейцарии назван грот, и ее работы уже соседствовали с картинами Хильмы в 2013 году на Венецианской биеналле.
Некоторые считают рисунки Эммы Кунц целебными, но на мой взгляд, это – плацебо, в котором хочется покопаться и разобраться, растянуть эти линии и «ниточки», пытаясь разглядеть, что они скрывают, какой мир и какие просторы простираются по ту сторону вибрирующей миллиметровки. Сама же Эмма искала вибрации в природе, считая, что растения и минералы могут передавать восстановительную энергию, и даже открыла целебную скалу AION А, что означает «без ограничений», в старом римском карьере в коммуне Вюренлос кантона Аргау между Цюрихом и Баденом. Рассказы о ее чудесных способностях к исцелению распространились по всей Швейцарии, препарат AION А, получивший название как раз от той самой скалы, до сих пор продается в Швейцарии.
Кунц не училась ни рисованию, ни живописи, при жизни ее работы практические не выставлялись и сама Кунц предсказывала, что их по достоинству оценят только в 21 веке. С 1938 года Эмма Кунц посвятила себя радиэстезии – технике, базирующейся на движении нефритового «маятника», который управлял карандашом в ее руке. После смерти Эммы Кунс осталось более 400 рисунков – без дат и без названий. Сама Кунц опровергала мнение о том, что во всех ее работах четко прослеживается интерпретация материального в нематериальное, хотя подтверждала, что ее абстракции могут трансформировать негативную энергию. Но мы ей не поверим и пойдем на выставку искать знаки судьбы на старой миллиметровке.
Сайт музея Эммы Кунц в Швейцарии – здесь (https://www.emma-kunz.com/), а выставка плавно переходит из века 20-го в 21-й, который начинается с пары то ли кварцевых, то ли стеклянных чобот выделки самой Марины Абрамович, размером для ноги великана. Чоботы эти – тяжеленные, привинчены к полу, каждый желающий может в них влезть обеими ногами и вообразить себя Золушкой или Котом в сапогах – как получится. Так что тоже своего рода психотерапия.
Фредерик Кунат и Адам Рабинович забрали под свою инсталляцию отдельную комнату – стоит зайти. Там чудеснее видео – перетекающие из формы в формы пятна-картинки; Галлюциногенные грибы-поганки, растущие из гигантских мужских туфель, наполненных песком времени (привет, Марина Абрамович!) чудесные же фигурки-скульптурки, мастерски нарисованные солнечные закаты, мрачноватая эстетика и оптический обман. Все вместе – напоминание о New Age, но путями не прямыми а обходными: присмотритесь, прочувствуйте, вспомните, смахните пыль.
Австрийско-израильская пара Маркус Мунтян и Ади Розенблюм, работающие вместе с 1992 года между Веной, Лондоном и Тель-Авивом, выставили серию полотен последних лет, посвященную молодежи Западного мира. И звучит это хоть громко, но сухо, потому как огромные их картины полны застывшей жизнью гаджетообладателей, превращающих этих смотрящих в небо в поисках ответа мальчиков и девочек в урбанистические мотыльки дигитального будущего, в почти прозрачных и к жизни мало приспособленных селфи-инстаграммеров. Может это новые духовные поиски – ответа на экранах телефонов? Судя по всему, да: одна из этих громадных картин называется «Земля – это буквально зеркало». А мы, ретрограды, ищем ответы на старой миллиметровке и в диковинных цветах и планетах?
Французский художник Максим Росси представляет видео-инсталляцию Real Estate Astrology, посвященную годам жизни художника Макса Эрнста в Аризоне (между 1946 и 1953 годами), практике New Age и связи астрологии и недвижимости! (Энрст выстроил себе дом в Аризоне). Судя по всему, метафизика может стать твердой валютой. А может и нет, но искусство, если хорошо к нему относится, точно может стать твердой валютой. И методом духовного поиска.
Выставка A New Age: The Spiritual in Art продлится до 2 февраля 2020 года. Сайт выставки – http://www.tamuseum.org.il/en/about-the-exhibition/a-new-age-the-spiritual-in-art
Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств.