Если людям снятся одинаковые сны, то достаточно ли это для любви? Если во сне они олени в зимнем лесу, то кто они на самом деле? Может ли невозмутимость быть экстравагантной, а романтика – жестокой? «О теле и душе» (Testről és lélekről) – тонкий, свежий, умный, деликатный фильм о любви, о трогательном приходе чуда в человеческую жизнь.
Это философская мелодрама венгерского режиссера, 61-летней Ильдико Эньеди, одержала в этом году победу в основной конкурсной программе Берлинского кинофестиваля, а также получил награды ФИПРЕССИ и экуменического жюри – независимую премию, которая вручается на различных международных кинофестивалях с 1973 года – за качество, а также религиозную, социальную и гуманистическую проблематику. «О теле и душе» также получил приз на международном кинофестивале в Сиднее, представляет Венгрию и на премии Европейской киноакадемии, будет представлять и на «Оскаре». Ильдико Эньеди как-то рассказала о том, как появилась идея снять этот фильм: «Мне попалась одна прекрасная венгерская поэма (стихотворение венгерской поэтессы Агнеш Немеш Надь). И какие-то ее фрагменты описывают очень точно ту страсть и все те секреты, которые заключены в каждом из нас. И я поняла, что мне очень-очень хочется сделать фильм об этом контрасте». Без каких либо особых спецэффектов и малыми средствами, иронично и нежно Эньеди удалось создать что-то действительно необыкновенно – созерцательный, тонко провокационный, честный фильм, сюрреалистический опус про бушующую внутри человека страсть.
Главные герои картины, где гиперреализм сочетается с мистикой, трагедия одиночества с комедией положений, а любовь рифмуется с кровью, работают на мясокомбинате – неожиданное место действия для красивой любовной истории. Эндре, роль которого играет Геза Морчаньи – немолодой директор этого предприятия, а Мария в блистательном исполнении Александры Борбей, контролер по качеству продукции – то ли аутистка, то ли инопланетянка, то ли заколдованная Снегурочка, что так и остается загадкой. В ходе беседы с психологом оба они случайно узнают, что регулярно видят одни и тот же сны, где встречаются в заснеженном лесу в образе влюбленных друг в друга оленей.
Этот фильм, снятый в жесткой и отстраненной манере, в первых кадрах буквально ошарашивающий зрителя шокирующими сценами планомерного убийства животных, оборачивается затем грустной и трогательной историей любви двух странных и одиноких людей, почти утративших надежду, и влюбленные олени на фоне прекрасных зимних пейзажей олицетворяют их чистые души. Надо отметить, что Энеди и ее съемочная группа внедрились на реальный мясокомобинат и снимали ее будни с разрешения сотрудников и руководства. Ни одно животное не пострадало на съемках.
Эндре, замкнутый и малообщительный, не может признаться в своем чувстве ни себе, ни тронувшей его сердце женщине. А девушка, похоже, страдает синдромом Аспергера – она сторонится коллег, не пользуется телефоном, живет в стерильно чистой квартире, обладает феноменальной памятью. При этом Мария совершенно не понимает поведения окружающих и не способна разобраться в собственных переживаниях. Но и таким людям хочется любви и тепла – о чем и свидетельствует мистические, регулярно снящиеся им обоим сны, которые они с большой осторожностью пытаются превратить в реальность и выбраться из рутины, присутствие которой в жизни человека показано в фильме гениально, как и дуализм сна и бодрствования, мысли и материи.
Выстраивая повествование вокруг этой странной пары и разбавляя толикой юмора тоску их жизни, режиссер постоянно подчеркивает их неприкаянность: Эндре и Мария приходят после работы в пустой дом, где их ждет непривлекательный холостяцкий ужин, и смотрят телевизор в полном одиночестве. Но любовь не обходит стороной этих совершенно не приспособленных к ней персонажей: она вырывается на свободу и расцветает пышным цветом. Оператор Мате Хербэй совершенно отчетливо сопоставляет мир людей и мир животных, проводя откровенные параллели между главными героями и парой оленей, разъясняя, таким образом, название картины: человеку очень плохо, когда душа и тело разделены непреодолимым барьером, когда существует дисбаланс между телом и душой.
Венгерский режиссер Ильдико Эньеди, снявшая фильм о высоком чувстве, зародившемся на скотобойне, минималистка в области формы и максималистка по сути: он рассказывает о предельной жестокости, любви до гроба и крайне необычных, чудаковатых людях. Этот фильм совершенно универсален, аполитичен и подчеркнуто лишен национального колорита – если не принимать в расчет венгерский язык и свойственное этому народу трепетное отношения к говядине. Такая история могла произойти в любой точке планеты и в любую эпоху. «Этот фильм будет понятен только людям с щедрым сердцем», – говорит Ильдико Эньеди. При этом Эньеди призналась, что она с творческой командой хотела создать очень простой, «как стакан воды» фильм о любви.
Ильдико Эньеди в одном из интервью, почему она выбрала для этого фильма именно оленя, как символ свободы и любви: «Потому что олени очень похожи на коров, которых мы держим в темных загонах в течение всей их неприглядной жизни, а затем убиваем для того, чтобы съесть. А олень, все же, имеет возможность жить полной жизнью. Это совсем не значит, что он счастлив. Но почему-то именно олень у меня ассоциируется с какими-то интимными моментами жизни вроде рождения, любви, смерти. Мне хотелось показать красоту полной жизни именно через животное, когда оно не ограниченно обстоятельствами».
Режиссер и сценарист Ильдико Эньеди – дочь знаменитого географа Дьердя Эньеди. Она училась кинорежиссуре в Будапеште и Монпелье, затем снимала документальные и короткометражные, ленты. Слава пришла к ней в 1989 году, когда ее фильм «Мой ХХ век», где снимались Обег Янковский и Александр Кайдановский, получил на Каннском фестивале приз «Золотая камера» за лучший дебют. Затем режиссер сняла картины «Волшебный стрелок», «Тамаш и Юли», также получившие известность и признание критики, после чего вдруг исчезла: ничего не снимала восемнадцать лет. Ее возвращение на большой экран стало триумфальным: три приза на Берлинском фестивале, включая «Золотого медведя». Удивительно сложное и простое сразу, соединение обыденности и чего-то возвышенного, сплав поэтичной легкости и эпическая наполненность характеров – это свойства того мира, который создате на экране создает Ильдико Эньеди.
******
В январе 2018 года фильм «О теле и душе» будет показан в рамках проекта «Линия жизни – Израиль. Кино в деталях» в следующих городах:
Хайфа, 16 января 2018 года, вторник, «Синематека», 19:00
Иерусалим, 24 января 2018 года, среда, кинотеатр «Лев Смадар», 19:30
Тель-Авив, 25 января 2018 года, четверг, кинотеатр «Лев», 19:39
«О теле и душе» (A Teströl és Lélekröl)
2017 год, Венгрия
Продюсеры: Эрно Местерхази, Андраш Мухи, Моника Меч
Режиссер и сценарист: Ильдико Эньеди
В ролях: Геза Морчаньи, Александра Борбей, Золтан Шнайдер, Эрвин Надь, Тамаш Джордан
Оператор: Мате Хербэй
Композитор: Адам Балаш
Длительность: 116 минут
Заказ билетов: http://bestbravo.co.il/announce/57946
Страница проекта «Линия жизни – Израиль. Кино в деталях» в фейсбуке – https://www.facebook.com/LiniyaZhizniIsrael
Официальный трейлер – https://www.youtube.com/watch?time_continue=112&v=8hms08P5g50
Фотографии предоставлены сетью кинотеатров «Лев»