На фото: Masatoshi (sign.), Recumbent hare with raised forepaw, c. 1880, Ivory, buffalo horn, de Waal Family Collection
Очень большая коллекция очень маленьких вещей… Шарль Эфрусси («у него были много времени, денег и знания языков») собрал 264 нэцке, стал прототипом Свана у Марселя Пруста в его «В поисках утраченного времени» и одним из героев книги «Заяц с янтарными глазами» Эдмона де Вааля, вышедшей в 2010-м году. Книги, которую де Вааль начал писать едва ли не случайно, но этой едва ли не случайности предшествовали почти два века истории еврейской семьи. Часть этой бурной истории перемещений во времени и пространстве можно было увидеть на выставке «Эфрусси: путешествие во времени», организованной Еврейским музеем в Вене. Сейчас – на той же выставке, переехавшей в Еврейский музей Нью-Йорка до 15 мая. На ту – венскую выставку – мы должны были лететь, но случился ковид, карантин, и самолеты не летали. А сейчас – ура! – летают и можно убедиться, что музейная версия «Зайца с янтарными глазами» чудо как хороша – и нэцке, и история искусства в коллекции Эфрусси (то, что осталось после ее разграбления нацистами), и история семьи, и всё явление мимолетности и стойкости красоты.
Все нэцке в витринах и под стеклом на огромных квадратных столах, на стенах – картины, в шкафах документы, фотографии, и вдруг – веера. С ним одна из Эфрусси ездила на балы. И вдруг, так, по вееру, по воспоминанию, по ниточке, начинает ткаться безумно интересная история безумно богатой семьи, раскиданной позже по свету войной. Аналогия с тем, что происходит в наши дни, возникают немедленно. Как легко уничтожать за день, то что пестовалось веками. Как просто унизить, уничтожить, убить. Каждый отрывок из книги, поясняющий те или иные экспонаты, в аудиогиде начитаны самим автором – Эдмоном де Ваалем. Я прослушала каждый отрывок по несколько раз, все больше и больше погружаясь в историю. Все больше и больше приближая историю Эфрусси к сегодняшнему дню. Never again? Такое бывает только в добрых книгах…
Да –на выставке всего 168 нэцке. Часть коллекции (79 нэцке) наследники продали в 2018 году и передали доход в фонд помощи беженцам RefugeeCouncil. Нэцкэ Эфрусси были унаследованы Эдмундом де Ваалем от его двоюродного дедушки Игги (Игнация), скончавшегося в Токио. Сто пятьдесят семь из них переданы в долгосрочную аренду Еврейскому музею Вены. Во время продажи де Вааль так объяснил, что побудило его решить продать нэцкэ и пожертвовать вырученные средства благотворительной организации, работающей с беженцами и людьми, ищущими убежища в Великобритании: «Мой отец был беженцем. Единственная причина, по которой мы существуем как семья было то, что ему разрешили приехать из Австрии в Великобританию в 1939 году. Статус беженцев имеет огромное значение для нас как семьи. И мы подумали, что эта коллекция на самом деле является символом миграции, это красивая коллекция мигрирующих объектов. А для меня это еще и та история, которую я рассказываю в книге».
На выставке собраны экспонаты из коллекций Эфрусси: сами экспонаты также становятся и рассказчиками историй, и символами стойкости, и памятниками семейного наследия. Среди них – картины Фрагонара, Клода Моне, Гюстава Моро, Эдгара Дега, Берты Моризо, Огюста Ренуара; декоративные предметы; семейные фотографии и документы, описывающие жизнь семьи на четырех континентах. И , конечно, повторю, необыкновенная коллекция японских нэцкэ, миниатюрных резных скульптур периода Эдо (XVII-XIX вв.), спрятанных горничной по имени Анна в матрасе во время Второй мировой войны, а позже возвращенных семье.
Все остальное написано в самой книге. Бессмысленно ее цитировать или пересказывать – ее надо перечитывать…
https://thejewishmuseum.org/exhibitions/the-hare-with-amber-eyes
Маша Хинич