Верхнее фото: Валерий Мясников. Текст – Эдуард Маркович
Дамы и господа!
Наш класс. История в 14 уроках.
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
Спектакль Театра им. Вахтангова по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободянека.
Режиссёр Наталья Ковалёва.
Фестиваль M.ART, завёзший в наши края то, чем можно по-настоящему гордиться.
Роман Абрамович, без чьей финансовой поддержки, боюсь ничего не состоялось бы.
Как чётки перебираю эти сухие и бессмысленные факты. И не могу приступить к главному, тому, что за ними прячется.
Но одно дело знать, другое – узнать.
Несколько лет назад мне довелось побывать в поездке по концлагерям и лагерям смерти в Польше.
Вроде бы всё читано, смотрено, слышано.
Среди неумолимых гигантов на конвейере Катастрофы мелькало название небольшого польского городка Едвабне, средоточия и олицетворения ужаса, что сотворили со своими друзьями, близкими, одноклассниками и однокашниками евреями поляки. Не нацисты, а именно они.
Я знал о чём представление, был готов ко всему.
Но одно дело знать, другое – узнать.
Один из лучших виденных спектаклей на страшную эту тему.
Честный, чистый, великолепно поставленный и сыгранный, вся декорация состоит из школьных досок с меловыми профилями персонажей и датами рождения и смерти. Жизни начинались в 1919 – 1920 годах, а завершились в разные годы и по-разному. Но страшно и мучительно для всех, палачей и жертв.
С первых мгновений спектакля, самого первого урока, школьных песенок и невинных (невинных?) еврейских дразнилок мы, умудрённые жизненным опытом, знали, чем всё закончится.
Но одно дело знать, другое – узнать.
Жизни одноклассников школы в Едвабне и зрителей в зале Тель-Авивской «Габимы» протекали от урока к уроку. Но и алгебра, и физика, и литература, и все остальные школьные премудрости сводились к безжалостным урокам истории. Мы знаем, что от неё не уйти никому.
Но одно дело знать, другое – узнать.
Вместе сопереживаем, смеёмся, учимся и учим, закрываем глаза в моменты ужаса. Хотя даже с закрытыми глазами знаем, что на сцене происходит, произойдёт, неизбежно должно произойти.
Но одно дело знать, другое – узнать.
Мелькают уроки нашего совместного прошлого. Явление товарища Сталина польскому народу. НКВД, пытки, издевательства, истребление человеческого достоинства. Чёрное проклятье нацизма. Мы видели ответы в конце школьного учебника истории.
Но одно дело знать, другое – узнать.
Убитые, изнасилованные, преданные друг другом. Палачи и жертвы, меняющиеся ролями. Ролевые игры жизни и смерти. Многие мечтают убраться из этого ада, но только Абраму Пекарю удаётся уехать в Америку.
Цепочка его писем наивна и горька. Мы знаем каждое слово.
Но одно дело знать, другое – узнать.
Мелькают картины кошмаров сна и яви, предательства и любви, круговой поруки и братской ненависти, избиений и погромов.
И самая страшная из всех, разломавшая спектакль и жизни его обитателей пополам. Сожжение 1600 евреев Едвабне.
“Как это, не может быть,” – сомневаются сами сжигавшие.
Какие 1600? Да там и 1200 не поместится, в том сарае, даже если штабелями уложить.
От силы 700.
Как знакомы эти мерзкие пересчёты отрицателей Катастрофы.
Но одно дело знать, другое – узнать.
Какая отвага и честность нужны, чтобы ТАК рассказать эту историю, пробраться сквозь бронированные наши защиты, добраться до сердец, мыслей, болевых точек, слёз. Только честность, отсутствие фальши, откровенность, граничащая с наивностью, и наивность с откровенностью. Иначе невозможно.
Мы ведь всё-всё знаем.
Но одно дело знать, другое – узнать.
Мы все одноклассники в этой безумной школе жизни, наши деды и бабки, родители, братья и сёстры, друзья. Ничему не учат нас уроки. Наступаем на одни и те же грабли. Живём и умираем с разбитыми лбами. В чём же смысл наших жизней? Рахелька-Марианна не нашла его в мире людей. И единственное спасение и счастье обрела в телевизионном мире животных.
А Абрам, последний из выживших, нашёл.
И приобрёл танахический статус Авраама, перечисляя бесконечную череду внуков и правнуков, уходящих в будущее.
Мы знаем это, но какое счастье узнать, дамы и господа.
Впечатлениями поделился Эдуард Маркович.
Спектакль Театра им. Вахтангова по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободянека. состоялся в Израиле в рамках масштабного Фестиваля M.ART.