Офер Ротем работает в самой простой (казалось бы, для непосвященных и непричастных) технике – графитный карандаш и бумага. Линия, силуэт, растушевка. Пейзаж, интерьер, портрет в зеркале, мосты, город, вокзалы, вода. Реалистично, даже гипер-реалистично. А гипер – значит под лупой, увеличивающей, слегка искажающей и претворяющей нарисованное в нечто иное или совсем другое – как у Офера Ротема. И вот как раз под лупой (на выставке Офера Ротема в Тель-Авивском музее искусств возле его картин немалого формата висят лупы) видно, что гипер-реализм перешел в сказку и магию. Что среди домов и мостов, стеклянных витрин и отражений, в путанице леса и в ряби воды поселились, стекая с карандаша в паутину линий существа неизведанные и невиданные, образы и портреты, лица и личности, насекомые и рептилии, вещицы и крошечные фигуры, миниатюрные изображения. Ротем населяет свои рисунки городскими феями, портретами великих художников, визуальными цитатами из Эдварда Мунка и Ван-Гога, превращая растения в заколдованном, как становится ясно, лесу, то ли в древо желания с масками вместо листьев, то ли в рождественскую елку с атрибутами военной техники вместо блескучих шаров.
Надо только разглядеть – для того и лупы, и терпение, и возникающая через 10 минут способность вглядываться в его работы, и тогда магия, прежде спрятанная за тонкими карандашными штрихами, выходит на первый план. И постепенно открываются скрытые слои.
И еще более удивительно то, что выставка Офера Ротема в Тель-Авивском музее искусств проходит в залах, где традиционно ежегодно летом устраивают выставки лауреатов премии Хаима Шиффа, каковым стал и Офер Ротем. Восьмым лауреатом престижной премии за реалистичную фигуративную живопись. Значит, наша реальность меняется – надеюсь, что к лучшему: неожиданно обнаруживающихся фей на картинах Ротема больше, чем подвешенных на ветках деревьев заколдованного леса мини-танков, высвечиваемых солнцем в пластах его рисунков.
Куратор выставки Офера Ротема – д-р Дорон Лурье – сравнивает во вступительной статье к каталогу творчество Ротема с живописью Возрождения и рисунками художников 19 века. Но то кураторские шутки и искусствоведческие изысканные сравнения. Возможно, посетители выставки успеют оценить коннотации к истории искусств и ассоциации с великими произведениями живописи, но большинство, увидев работы Ротема, молниеносно и охотно вовлекаются в водоворот аллюзий и иллюзий графитного миража и оптических колдовских приемов.
В черно-белых рисунках Офера Ротема существуют и гармонично взаимодействуют два параллельных мира. За первым слоем реальности спрятан лес сюрпризов, мир фей, эльфов, демонов и странных монстров, скрывающихся среди кустов и сорняков, цитаты хрестоматийных художников и гротескные существа. Рисунки Ротема настолько подробны и точны, что в первое мгновение зачастую принимаются за фотографии. Ротем часто рисует отражения на стекле (витрин, вокзалов, городских зданий), применяя весь спектр серого цвета. Графитовый карандаш – это только основа, дальше начинается сложная обработка изображений, приводящая в результате к другому взгляду на реальные вещи – на саму реальность.
Две основные темы этой выставки – противоречивы, но не контрастны, утопая в мягкой серой гамме оттенков. Огромные городские вокзалы – в основном в Германии. Затерянные в их пространствах одиночки, единственные спутники которых – их отражения в стеклянных панелях. Даже тени нет у этих путников, блуждающих среди эскалаторов и пост-модернистских чугунных сводов – только проблески отражений фигур в стекле и мраморе.
Немецкие вокзалы – бесшумные, пустые, чистые и функциональные – апофеоз порядка. И Тель-Авив, который Офер Ротем видит притихшим городом: много света, редкие прохожие, кубизм, геометрия, пересечение плоскостей. И вторая серия его рисунков – хаотичный лес, где всё перепутано, всё на первом плане, всё доминирует – как в джунглях. И всё – неуловимо. Вот фея или солдат проглянули сквозь маскировочную крону листьев – и исчезли. Снова ищите лупу!
Офре Ротем создает иллюстрированный цветной живописный мир одним инструментом – мягким черным карандашом. Такой лаконичный подход свойственен жизни современного человека. Часто Ротем рисует, отталкиваясь от фотографий, сделанных с помощью цифровой камеры. Но его творчество – это не копия фотографии, не реальность, а создание нового увлекательного пространства – каждый раз нового приключения, благодаря точным наблюдениям и сложной обработке увиденного.
При всей строгости и выстроенности, хаотичности и неожиданности, работы Ротема – аналитичны по своей сути. Он анализирует движение, дуновение, игру бликов, слияние форм, мотивов фантастических и реалистичных. Анализирует само воображение, которое бесформенно, но из него так увлекательно складывать частицы сложного. Получается романтически, таинственно и музыкально от множества эмоций и настроений нескольких уровней, несмотря на диссонанс между тишиной и абсурдной разнородностью этой графитной смеси конкретной реальности, трансформированной в фантастическую выдумку, а отнюдь не в копию, в рисунок пространства в деталях и в удвоении, в замедленном виртуозном отражении. Но вы не медлите. Поторопитесь на эту выставку, несмотря на то, что она продлится до 29 октября 2016 года.
Офер Ротем родился в Израиле в 1953 году. Окончил академию «Бецалель» в 1981 году, жил и работал в США в период между 1982-м и 2010-м годом, после чего вернулся в Израиль. Участник множества в персональных и групповых выставок в США и Израиле. Его работы также находятся в частных коллекциях и национальных коллекциях, в музеях и галереях.
О фонде семьи Шифф и о призе имени Хаима Шиффа
В собрание фонда Хаима и Дуби Шиффа «За реализм в искусстве» входят более 300 произведений израильских и зарубежных художников. Фонд Шиффа и его стипендии поощряют стремление к реалистичной живописи и поддерживают само существование «старой» живописи в 21-м веке, стиль образного реализмаа. Хаим Шифф занимался гостиничным бизнесом, был большим ценителем живописи и посвящал много времени поддержке молодых талантов. Он собрал крупную коллекцию фигуративной живописи, образного реализма, пейзажей, портретов и натюрмортов. Хаим Шифф – уроженец Галиции – был активистом ЭЦЕЛ, и потому его фонд также вручает призы Института им. Жаботинского за лучшие работы по истории ревизионистского движения сионизма. Фонд Шиффа также поддерживает «Cеминар живописи и графики» в Иерусалиме, основанный художником Исраэлем Хершбергом.
Ежегодно на соискание премии имени Хаима Шиффа представляют свои кандидатуры 80 художников. Лучшего выбирает дирекция фонда Шиффа, известный меценат и коллекционер Дуби Шифф (сына учредителя премии), кураторы Тель-Авивского музея искусств.
Первая премия фонда Шиффа – стипендия в размере 10.000 долларов и персональная выставка в музее. По условиям фонда часть работ остается в Тель-Авивском музее, часть переходит в художественное собрание Дуби Шиффа. Надо отметить, что Тель-Авивский музей поначалу, в течении трех лет, отказывался от выставок фигуративной живописи лауреатов премии фонда Шиффа, вручать которые начали в 2008-м году. Но сейчас эти выставки – одна из удач музея, год от года привлекающие все больше посетителей. Офер Ротем стал лауреатом восьмой премии Шиффа. За прошедшие годы лауреатами фонда Шиффа были Амнон Давид Ар, Майя Зер, Эран Решеф, Орит Акта-Хильдесхайм, Эльдар Фарбер и Сигаль Цабари, Давид Нипо, Леонид Балаклав. В прошлом – 2015-м году – лауреатом премии Шиффа стал как раз Офер Ротем. В этом году лауреатом объявлена 29-летняя друзская художница Фатьма Шенан Дера, выставка которой пройдет летом 2017 года.
Выставки и вручение призов проходят каждый год 24 июня – в день рождения Хаима Шиффа.Согласно уставу фонда семьи Шифф, через год после присуждения премии, лауреатам устраивается персональная выставка в музее и выпускается каталог.
Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье – закрыто; понедельник, среда, суббота – с 10-00 до 18-00; вторник, четверг – с 10-00 до 21-00; пятница – с 10-00 до 14-00.Сайт музея – http://www.tamuseum.org.il
Маша Хинич. Иллюстрации предоставлены пресс-службой Тель-Авивского музея искусств