Верхняя иллюстрация: Madame Gargantua: A model, recommended for the next carnival
Оноре Домье – парижский сатирик. Выставка литографий Оноре Домье из собрания Музея Израиля в Иерусалиме. С сентября 2021 года до 15 мая 2022 года
Домье – великий французский сатирик, живописец и график, не устававший изображать людей во всем их удивительном разнообразии, наклонностях и занятиях и занятиях.
Оноре Домье (1808–1879) был глубоко вовлечен в политические и социальные события своего времени. Обладая острым глазом и отменным чувством юмора, он улавливал самые тонкие нюансы человеческого поведения, выражения, жестов и создавал гравюры для газетных публикаций. За пятьдесят лет художественной деятельности он создал около 4000 литографий (гравюры на каменных пластинах), тысячи акварелей, картин маслом, гравюр на дереве, а также несколько десятков скульптур. У современников складывалось впечатление, что Домье никогда не уставал. Главной целью его невероятно плодотворного творчества было одно – само человечество. И его работы, безусловно, отразили историю Франции середины 19 века.
В 1830 году – время расцвета жанра карикатуры – во Франции вышел первый номер юмористического еженедельника «La Caricature», сразу же и сразу же привлек внимание таких именитых карикатуристов, как Изидор Гранвиль, Поль Гаварни и Оноре Домье.
Акцентируя внимание на деталях, Оноре Домье умел придать своим персонажам невероятно яркий характер, напоминающий образы Рубенса и Гойи. Он создавал карикатуры и еще для одной французской газеты – «Le Charivari». Большинство его работ представляют собой социальную карикатуру, так как на политическую в его время был наложен в то время строжайший запрет. Но и в этом жанре Оноре Домье продолжал обличать политическую систему, изображая неравенство между социальными слоями, бедственное положение народа, высмеивая буржуа и высшее сословие. Как только представлялась такая возможность, Домье тут же брался за политическую карикатуру, изображая высокопоставленных и самодовольных чиновников жалкими и смешными. Домье был одним из первых, кто обратился к жанру карикатуры в скульптуре. Современник Домье и ценитель его творчества великий французский писатель Оноре Бальзак называл Домье «Микеланджело карикатуры». На выставке не представлены скульптуры Домье, однако их влияние можно наблюдать и по сей день в работах современных мастеров.
Но восхищение он вызывал и своих непосредственных коллег. Хотя большинство современников считали его только карикатуристом, Домье также был реформатором, боровшемся за свои убеждения и принимавшем активное участие в борьбе за формирование общества, в котором он жил. Его литографии отражают политические, социальные и экономические потрясения, охватившие Францию в середине 19 века. Он был наделен способностью раскрывать, как человеческие достоинства, так и недостатки, отражать неизменные качества человечества, независящие от режима, моды и обычаев. Как и его коллеги-реалисты, он верил в изображение жизни такой, какая она есть, и посему посвятил множество работ социальным темам.
Нынешняя выставка литографий Оноре Домье в музее Израиля составлена из экспонатов, хранящихся в коллекции отдела графики музея. Из соображений сохранности и консервации хрупкой бумаги, литографии можно экспонировать только короткий период; они будут заменены через несколько месяцев, и те, кто посетит выставку повторно, в следующий раз увидит иную экспозицию с другой подборкой работ.
Куратор выставки – Эфрат Ахарон. Подробности – на сайте Музея Израиля в Иерусалиме – https://www.imj.org.il