Верхнее фото: מיכל הלפמן, Dear A.S.A/P, 2019–2020, מיצב וידאו, באדיבות האמנית וגלריה זומר לאמנות עכשווית, תל אביב (צילום: אלעד שריג)
Michal Helfman, Dear A.S.A/P, 2019-2020, video installation, courtesy of the artist and Sommer Contemporary Art Gallery, Tel Aviv (photo: Elad Sarig)
מיכל הלפמן, Dear A.S.A/P, 2019, וידאו HD עם קול
באדיבות האמנית וגלריה זומר לאמנות עכשווית, תל אביב
צילום: אסי אורן, עמנואל מאייר
Michal Helfman, Dear A.S.A/P, 2019, HD video with sound,courtesy of the artist and Sommer Contemporary Art Gallery, Tel Aviv (photography: Asi Oren, Emmanuelle Mayer)
Определенная неопределенность . Михаль Хельфман. Dear A.S.A/P в период кризиса и неопределенности
Dear A.S.A/P – так называется новая выставка Михаль Хельфман, открывшаяся 15 июня в Тель-Авивском музее искусств. Выставка, которая продлится либо до конца ноября, либо до конца декабря: никто ни в чем не уверен, предсказать будущее стало сложно; всё, что завтра – в зыбком тумане, в котором двигаются расплывчатые силуэты и пытаются что-то сказать. Такова и выставка – о сложностях понятных и связях ясных в смутную эпоху, определяемую неопределенностью (именно так) и уязвимостью, ставшими симптомами нашего времени.
Единственное точно определенное ощущение – настоящее, практически тактильное – это продолжающаяся политическая, экономическая и экологическая нестабильность нашего времени, отражающееся во всех нынешних событиях. А что искусство?, ему куда?, ему как быть? Бороться или плыть по течению? И можно ли бороться с неопределенностью?
В искусстве, как и в любой области человеческой деятельности, существует заданный набор правил, и эти правила становятся творческими канонами, основой творческого опыта. Но разве в творчестве могут быть правила, разве цель искусства не в том, чтобы правила нарушать, а каноны разрушать? Dear A.S.A/P подтверждает каноничность постоянных изменений.
В основе выставки Dear A.S.A/P – видео-инсталляция, посвященная ограничению свободы в целом и свободы передвижения в частности, а нынче видео-инсталляции – это почти реальность, а в реальности все так странно… Так что неудивительно, что и это видео выстроено таким образом, что сами действия и само движение тех, кто участвовал в съемках, кажутся малореальными, не из нашего мира и из некого «того», в данном случае имеющего название «Edition of X».
В 2019 году Михаль Хельфман основала творческое объединение «Edition of X» («Издание X»)», целью которого стало поддержание связи между художниками, чья свобода физического передвижения и действий ограничена, и художественными учреждениями и публикой. Группа тех, кто эти связи осуществляет, то есть группа в группе, называется Connective, и в нее входят артисты – художники и актеры, по-новому интерпретирующие оригинальные произведения искусства.
Ось выставки – видео-работа «Dear A.S.A/P», рассказывающая о художнике по имение A/P3, живущем в среде ему враждебной, да и замкнутой к тому же, хотя в нее он попал добровольно – по приглашению куратора по имени Анна Сибила Шветтер, куратора музея Феликса Нуссбаума в Оснабрюке в Германии, чтобы представить свои работы в виде диалога с картинами Нуссбаума. Как и у Нуссбаума, который в 1930-х и 1940-х годах скрывался в Германии и Бельгии, передвижения A/P3 ограничены, и он реализует свои замыслы, обратившись к группе художников-беженцев, называющих себя «Edition of X». Залихватски закручено? О, да! Слияние реальных и вымышленных фигур и нарративов, прошлого и настоящего, в которых Михаль Хельфман прокладывает новые маршруты, которые могут вывести из ограниченного пространства, а могут завести в тупик. В видео и инсталляции «Dear A.S.A/P», Хельфман объединила два сюжета, маршруты «Show» и «Time», в одну запутанную паутину взаимоотношений, пытаясь ответить на вопрос о том, как меняется само искусство.
מיכל הלפמן, Dear A.S.A/P, 2019–2020, מיצב וידאו, באדיבות האמנית וגלריה זומר לאמנות עכשווית, תל אביב (צילום: אלעד שריג)
Michal Helfman, Dear A.S.A/P, 2019-2020, video installation, courtesy of the artist and Sommer Contemporary Art Gallery, Tel Aviv (photo: Elad Sarig)
מיכל הלפמן, Dear A.S.A/P, 2019, וידאו HD עם קול
באדיבות האמנית וגלריה זומר לאמנות עכשווית, תל אביב
צילום: אסי אורן, עמנואל מאייר
Michal Helfman, Dear A.S.A/P, 2019, HD video with sound,courtesy of the artist and Sommer Contemporary Art Gallery, Tel Aviv (photography: Asi Oren, Emmanuelle Mayer)
Михаль Хельфман предпринимает свои меры, чтобы показать, что означает общая попытка других заняться искусством в сумеречных, пограничных, все время меняющихся зонах – и временных и физических – то в пустынных, то в битком набитых пространствах, то вчера, то завтра. Ассоциации любые – от тюрьмы до театрального закулисья, от КПП до музейных пространств. У выставки «Dear A.S.A/P» два входа/выхода, ведущих в две разные зоны по маршруту Time и маршруту Show. А ведь есть еще словечко «showtime», связывающее ось времени – ход истории, настоящее и будущее, с художественным перформансом и театральным шоу.
Феликс Нуссбаум погиб в 1944 году в Освенциме. Надо сказать, что сама Михаль Хельфман была приглашена в 2015 году для участия в выставке в Берлине в музее Martin-Gropius-Bau, где эскизы Нуссбаума к картине «Триумф смерти» соседствовали с инсталляцией «Когда диктаторы свирепствуют» (2013) Михаль Хельфман – трехмерной реконструкцией предсмертной картины Нуссбаума. В той инсталляции звучала музыка – аранжировка для кларнета и скрипки мелодии «The Lambeth Walk» из мюзикла «Я и моя девушка», который шел в Лондоне в 1939 году, когда в Европе уже началась война.
*****
47-летняя Михаль Хельфман – https://michalhelfman.com/ – междисциплинарная художница, работающая в различных дисциплинах искусства, включая скульптуру, архитектуру, видео и рисунок. Жанр инсталляции – сама удобная форма для демонстрации взаимосвязей между течениями и силами, действующими в современном искусстве (а так же в обществе и культуре). Инсталляции Михаль Хельфман – это, по сути, театральная сцена, объединяющая реальное и символическое.
Михаль Хельфман принимала участие в многочисленных международных выставках, в том числе в 50-й Веницанской биеннале, в выставке в Сан-Франциско в San Francisco’s Institute of Visual Art, в «Фонде Сандретто» в Турине и в Институте изобразительных искусств Висконсинского университета. В настоящее время она является старшим преподавателем Иерусалимской академии «Бецалель», где в свое время училась сама. Хельфман также училась в School of Visual Arts в Нью-Йорке. Список ее выставок, премий и наград – длинен, так что если кому любопытно, то вам сюда – http://michalhelfman.com/
Михаль Хельфман. Dear A.S.A/P.
Тель-Авивский музей искусств https://www.tamuseum.org.il/
Маша Хинич. Материалы предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств (Нadas Shapira – PR)
Кредиты:
מיכל הלפמן, Dear A.S.A/P, 2019–2020, מיצב וידאו, באדיבות האמנית וגלריה זומר לאמנות עכשווית, תל אביב (צילום: אלעד שריג)
Michal Helfman, Dear A.S.A/P, 2019-2020, video installation, courtesy of the artist and Sommer Contemporary Art Gallery, Tel Aviv (photo: Elad Sarig)
מיכל הלפמן, Dear A.S.A/P, 2019, וידאו HD עם קול
באדיבות האמנית וגלריה זומר לאמנות עכשווית, תל אביב
צילום: אסי אורן, עמנואל מאייר
Michal Helfman, Dear A.S.A/P, 2019, HD video with sound,courtesy of the artist and Sommer Contemporary Art Gallery, Tel Aviv (photography: Asi Oren, Emmanuelle Mayer)