Владимир Мак. Плакат – Александр Смелянский
Оскар Рабин – художник, олицетворяющий эпоху последних десятилетий истории Советского Союза. Пишу в настоящем времени, хотя в прошлом году Оскара Яковлевича не стало. В прошедшем времени пишут о художниках, уходящих в историю вместе с эпохой. В настоящем – о тех, которые остаются навечно и не принадлежат определенному историческому периоду, стилю и жанру, но олицетворяют время, в которое они жили и творили. Такими были в Ренессансе Эль Греко, в позднем Средневековье Рембрандт, в разные периоды 20 века Пикассо и Шагал… Рабин – художник советской эпохи, как и его учитель (краткий период времени) Сергей Герасимов. Только Герасимов, увенчанный всеми возможными титулами, писал “Вождей после дождей”, и давно предан забвению, а Рабин писал как бы авангардно, но, на самом деле, был абсолютным реалистом. Только реализм был не социалистический в картинах, о которых критик Карпель в “Московском комсомольце” написал, что они “вызывают физическое отвращение, сама тематика их – признак его духовной убогости”. Этот “убогий” художник, оказавшийся в 1977 году во Франции, завоевал мировое признание, дожил до 90-летнего юбилея и покинул наш мир накануне персональной выставки во Флоренции, 7 ноября 2018 года.
Спустя чуть более года после смерти художника, в Иерусалиме состоится премьера документального фильма “Оскар”, созданного Александром Смолянским и Евгением Цымбалом, как вторая часть проекта «От барака до Парижа», рассказывающего о знаменитой Лианозовской группе неофициальных советских художников и поэтов, о ее лидере художнике Оскаре Рабине и его жене Валентине Кропивницкой. О создании новой художественной среды, получившей впоследствии имя второго русского авангарда. В фильме три жизни Оскара Рабина, одного из самых знаменитых русских художников. Первая – жизнь нищеты и скитаний. В 13 лет он становится полным сиротой, в 16 лет, во время войны, без паспорта и денег, едет в Ригу учиться живописи. По дороге его ловит милиция, но чудом отпускает. Так и не сумев получив формального образования, Рабин возвращается в Москву и, подобно художникам Ренессанса, поступает в ученики к знаменитому неофициальному художнику и поэту Евгению Кропивницкому. Позже женится на его дочери Валентине. Вторая жизнь Оскара – жизнь художника–нонконформиста. На жизнь он зарабатывает на железной дороге вместе с бывшими заключенными, живет с семьей в бараке. Затем американская выставка в Москве, потом появление английского коллекционера, вывозящего картины Рабина в Лондон и первая выставка … без участия автора. Рабин – лидер советского неофициального искусства. 1974 год – знаменитая «Бульдозерная выставка». 1977 год – вынужденная эмиграция в Париж, 1978 – лишение советского гражданства и начало третьей жизни – жизни всемирно известного русского художника, живущего во Франции.
Помимо Оскара Рабина, среди участников фильма Людмила Улицкая, Владимир Сорокин, Евгений Кисин, Борис Акунин, Игорь Губерман, Майя Туровская, Владимир Паперный, Эрик Булатов, Олег Целков, Виталий Комар, Владимир Сычев, Вячеслав Всеволодович Иванов, Михаил Шемякин, Павел Литвинов… Каждый из этого перечня не нуждается в специальном представлении. Один из них, Игорь Губерман, и его друг, коллега Рабина, замечательный художник Александр Окунь, а также Александр Смелянский будут представлять этот фильм на его израильской премьере – в Иерусалиме, в зале «Гармония» (улица Гилель, 27), 8 декабря. Начало вечера в 19.30.