Верхнее фото : Биргитта. © Авиталь Хирш
Фотограф Авиталь Хирш, автор колонки «Полпути» в газете «Макор Ришон», совместила две своих страсти – людей и фотографию – в серии снимков «Алия». Часть работ была представлена на фестивале PHOTOIS:RAEL-2019 и заняла третье место в конкурсе «Длинная выдержка», посвященному явлению продолжительности жизни (не путайте с одноименным конкурсом выставки «Местное свидетельство» в музее Эрец-Исраэль – MUZA) . Внимание фотографа привлекли самобытные женщины, которые, пройдя через эмиграцию, не пожелали расстаться с красивой частью своей прошлой жизни и привезли ее в Израиль.
– Как родилась серия, посвященная репатрианткам?
– Я работала над ней в 2013-2014 годы специально для курса портрета, который вела чудесный фотограф Рали Авраами, чтобы получить первую степень в коллеже «Хадасса». Мы должны были снять ряд портретов на свободную тему. На тот момент я никогда не была за границей, однако вдруг поняла, что здесь, в нашем крошечном Израиле, сосредоточен весь мир. Я начала искать людей, которые репатриировались из разных стран, но ментально остались на родине. Меня интересовали дома, интерьер которых сохранил облик других стран и, в итоге, сосредоточилась на женской эмиграции. Я отыскала шесть великолепных женщин – в основном из Восточной Европы – дома которых хранят истории и культуру, почти исчезнувшую в эпоху модернизации. Работа над этим проектом вдохновила меня. Я видела при дневном освещении совершенно уникальные дома, заваленные разными вещами. Во время съемок я ощущала тоску по местам, домам и людям, которых никогда даже не встречала. Каждая из этих женщин открыла для меня новый мир чужих стран, обычаев и культур, о котором я и не подозревала. Меня потрясло сочетание предметов быта, в окружении которых я выросла, будь то израильские розетки или полы, с бесконечными обоями и восточно-европейскими коврами. В итоге мы получаем интересную, по-настоящему израильскую эклектику. Я была рада отыскать в современном однообразии такие не похожие друг на друга дома, полные ностальгии.
Еще мне кажется, что раньше репатрианты стремились избавиться от всего, что напоминало им о тех местах, которые они покинули. Но сегодня, на мой взгляд, люди с радостью возвращаются к своим корням, которых прежде стеснялись. И тогда у нас появляется возможность познакомиться с чужими традициями, отличными от израильских. Я просто счастлива, что дала всему этому голос и место на своих снимках.
– Откуда родом героини твоих фотографий?
– Биргитта переехала в иерусалимский квартал Йемин Моше из Швеции. Она художница, и на стенах ее дома громоздятся картины, сочетающие элементы разных культур и религий: христианство и иудаизм, Иисуса и десять заповедей. Израильский флаг и ханукия соседствуют рядом с тяжелой шведской мебелью.
С Эстрикой я познакомилась в Беэр-Шеве. Она – владелица модельного агентства и ответственное лицо на различных конкурсах красоты как в Беэр-Шеве, так и в других городах Израиля. Эстрика приехала из Туниса, однако для ее дома характерно сочетание мебели и антиквариата, привезенного из разных уголков света. Половина салона в доме отведена под предметы интерьера каждой из этих стран.
Дом Марины полон русских вещей: от самовара до искусственных цветов, которые в Израиле просто так найти невозможно. В первую очередь поражают гигантские обои, которые мне никогда не удалось бы увидеть в другом месте.
Шошана родом из Ирана. Мое внимание привлек настенный календарь с изображением иранской королевской семьи.
Пнина – художница. Она приехала из Марокко, что хорошо передает тематика картин, украшающих стены ее дома.
Песя уцелела во время Холокоста в Венгрии. Этой мужественной и вдохновляющей женщины не стало на девяносто первом году жизни.
– Как думаешь, почему репатрианты больше не стесняются своих корней?
– У нас маленькое государство, прошедшее через войны и основанное с большим трудом. Израиль принял людей со всего мира за очень короткий срок. Это уникальное и сложное явление для страны. Я предполагаю, что люди были движимы только одной целью – выжить. Для этого они пытались создать однородную культуру. Но современный Израиль – это независимое семидесятилетнее государство, которое заинтересовано не только в выживании. Мы можем выдохнуть, вернуться к своим истокам и погрузиться в изучение чужих культур, не опасаясь за свою страну.
Ксения Гезенцвей. Все фотографии предоставлены © Авиталь Хирш
Страница Авиталь в фейсбуке – https://www.facebook.com/AvitalHphoto/
Инстаграмм – @avitalhir