Заглавное фото – с фейсбука фестиваля https://www.facebook.com/outlinejerusalem/. Иллюстрация – ענת פרי-טל
Фестиваль Outline – рисунок и слово. 10 дней поэзии и иллюстрации в Иерусалиме. 4 – 13 августа 2020 года. Вход на выставки – свободный.
Опоздала на два дня с публикацией, очень sorry, но лучше поздно, чем никогда. К тому же выставки фестиваля Outline в Иерусалиме открылись, открыты и будут открыты еще некоторое время.
Фестиваль Outline в Иерусалиме, который проводится в этом году в четвертый раз – это 13 выставок и культурные мероприятия по всему городу, на улицах и в галереях. Более 150 графиков и художников – из всех городов, не только из Иерусалима, примут участие в персональных и групповых выставках в различных выставочных залах: от закрытых помещений, галерей до уличных выставок, интегрированных в городское пространство. Фестиваль посвящен связи между текстом и рисунком – то есть искусству иллюстрации. Полное официальное название фестиваля – «Outline – иллюстрации и слова в Иерусалиме», и хотя не все 150 участников фестиваля – жители столицы, на 13 выставках иерусалимская аура, давление этого города – святого и порочного, сводящего с ума, лицедействующего, но, главное – никогда не притворяющегося нормальным, весьма и весьма ощутимы. А уж как в данном толковать слово Outline – тут уж приходит на помощь воображение и отношение к иллюстрации, а не только знание английского: контур, план, схема, набросок, очертание, очерк, эскиз, абрис, конспект – удивительным образом все эти понятия так или иначе трактуются на фестивале.
Фестиваль Outline берет свое начало в проводившейся как-то время назад иерусалимской выставке в дни ставшей уже традиционной Тель-Авивской недели иллюстрации. Затем возникло регулярное мероприятие «Иллюстраторы поэзии», постепенно перешедшее к музыке: художники иллюстрировали песни, музыканты «сочиняли» иллюстрации. Да – то были времена, когда в культурной моде заправляли поэтические вечера. Но и сейчас неплохо – ведь все-таки фестиваль Outline, выставки которого выходят за пределы карандашных линий на бумаге в нашей реальности, полной экзистенциальных тревог, открылся уже в четвертый раз. Фестиваль, связывающий иллюстрацию/линию/рисунок и литературу/поэзию/прозу/слово письменное/изреченное.
Выставки фестиваля. Фото с экрана сайта фестиваля https://www.outlinejerusalem.com/
Иллюстрация, которая когда-то было прерогативой детских книг и журналов для домохозяек, все больше и больше выходит на центр сцены – и не только в полиграфии, но став отдельным жанром и представителем печатного слова – и не только на бумаге. Иллюстрации могут быть выполнены в различных техниках: вручную, в виде дигитальной работы или в технике 3D.
10 дней выставок, семинаров (все семинары проводятся в Zoom), встреч, экскурсий (двух типов – в Центре города и в Музее природы и в «Бейт Хансен», благо они расположены неподалеку друг от друга), художественных мероприятий, открытых для широкой публики – как раз и доказывают в очередной раз, не в первый и не в последний, что взаимосвязь между изображением и словом интересует все больше людей.
«Праздник письменного и визуального языка» – так красиво говорят организаторы этого красивого фестиваля, привлекшие под свои иллюстрированные знамена не только иллюстраторов, но и аниматоров, поэтов и рассказчиков, наполняющих городское пространство текстами всех форм и видов, демонстрируя широкой публике 150 (по количеству участников) направлений творческой деятельности в разных жанрах, во взаимопроникновении визуального и письменного языков, когда связь между изображением и словом изучается посредством самых различных художественных средств. Когда можно пересказать историю через визуальное восприятие.
По словам руководителей фестиваля Outline Янива Торема и Ноа Кальнер, «фестиваль родился из желания покинуть кондиционированные офисы и отодвинуть компьютерные дисплеи, окунувшись в гущу городской жизни. Позволить самым разным иллюстративным материалам встретиться с гетерогенным текстом, соединить творчество и общество. Кураторский процесс позволяет предоставить место плюрализму мнений, всей широте толкований. Классический, канонический рисунок идет бок о бок с современным рисунком, новаторский текст соседствует с мифологическим, вручную сделанная иллюстрация через компьютерную анимацию позволяет перейти к трехмерным объектам. Фестиваль предлагает познакомиться с различными областями иллюстрации, с разными текстами и позволяет по-разному и показывать и воспринимать работы».
То, что фестиваль все-таки проводится в наши безумные дни и в наше безумное нестабильное время при отсутствии ясности, зато при постоянно меняющихся правилах, что исключает практически любую возможность заранее планировать мероприятия, говорит о том, что он все таки нужен – как звезды и вакцина. Так что в данном случае формула «несмотря на» говорит о востребованности фестиваля и интересу к нему. Возможно потому, что иллюстрация – косвенное приглашение в другие миры – преуспевает в понимании того, что искусство в его классической форме не может быть столь понятно, уютно и доступно, как рисунков в середине текста.
Тема фестиваля этого года – «Переходы» (одна из выставок проходит в подземном переходе, так что слово с делом не расходятся) – была выбрана почти год назад, но за время короны приобрела новые интерпретации. Переход в данном случае – это переход от иллюстрации к анимации, от поэзии к прозе, переходна дороге, переход между днем и ночью, между внутренним и внешним, между закрытием и открытием. А также дисциплинарные и стилистические переходы-взаимосвязи между фотографией и иллюстрацией, анимацией, настенными рисунками и инсталляциями.
Согласно первоначальному плану, фестиваль должен был включать 14 выставок в разных кварталах Иерусалима: в подземном переходе железнодорожной станции «Ицхак Навон», в центре искусств (бывшем лепрозории) «Бейт Хансен», в Музее природы (где на выставке «Ночь. Ночь…» представлены иллюстрации 50 художников к колыбельным песням Леи Гольдберг), в витринах «Бейт Саидофф» на улице Яффо, в Музее Израиля, в «Бецалеле», на трамвайных остановках. Есть выставка иллюстраций к поэзии Йегуды Амихая – на остановках в Кирьят-Моше, выставка для детей – в одном из помещений «Бейт Хансен». Но, как известно, мы предполагаем, а вирус располагает: Музей Израиля все еще закрыт, а финансирующий фестиваль муниципалитет города решил исключить выставку академии «Бецалель» из заявленной программы.
Выставка «Я тоже познала любовь», которая открывается в Мишкенот Шеананим в галерее «Дуэк», представит иллюстративную интерпретацию еврейской поэзии о страсти, эротике и любви в рамках другого фестиваля – «Фестиваль только для взрослых». Муниципалитет опасается, что эротическое содержание иллюстраций (в том числе и к «Песне Песней» и к поэзии Зельды) «может оскорбить чувства части общества». Так и хочется процитировать Маяковского, но ведь не поймут… К тому же надо соблюдать социальную дистанцию и с ее двухметровой удаленности как все подробности рассмотреть? Нелегко приходится муниципалитету и зрителям. И корона опять-таки, шутить не стоит и потому, на всякий случай, организаторы фестиваля подготовили альтернативную программу, которая позволила бы провести фестиваль в цифровом формате.
Тем не менее, Outline – это чуть ли не единственный не отмененный летний иерусалимский фестиваль – именно потому, что он составлен из небольших выставок в разных залах разных зданий разных кварталов города: толпа точно не соберется и точно хватит места тем любопытным, кто придет. И в то же время такое непосредственное близкое соприкосновение с искусством – это то, чего сегодня хотят зрители. Вернее так: хотят хотя бы этого. А заодно прогуляться по Иерусалиму и увидеть хорошие иллюстрации, связанные или не связанные с городом: после более чем трех тысячелетий распрей в этой части мира, можно еще немного поспорить – на безобидном, казалось бы, фестивале иллюстрации и поэзии.
Сайт фестиваля: https://www.outlinejerusalem.com/
Страница фестиваля Outline в фейсбуке: https://www.facebook.com/outlinejerusalem/
Маша Хинич