Заглавное фото -Мари Шуинар. Фото – © Marie Karine Patry
«Танец – это привилегия, ты как будто на прямой связи с Богом»
Мари Шуинар
Ее творчеству аплодировали в Токио и Лондоне, в Париже и Нью-Йорке, в Вене и Мадриде. Она любима в Канаде – у себя в Монреале, и не менее любима в Израиле, куда приезжает в очередной раз с новой поставкой – «Сад земных наслаждений». Она – это хореограф Мари Шуинар, а «Сад земных наслаждений» – это, конечно Босх, его знаменитый триптих, хранящийся в музее «Прадо» в Мадриде. Триптих, который не просто оживает на сцене в движении танцовщиков, а становится четырехмерным (время – 500 лет со дня смерти Босха – это четвертое измерение), глубоким философским балетным переживанием.
На следующей неделе, с 6 по 8 ноября 2017 года, канадская танцовщица и хореограф Мари Шуинар, уже более трех десятилетий считающаяся авангардисткой танца, эстетка и язычница, представляет в Тель-Авиве свой новый балет «Сад земных наслаждений» – драматический, необычный, электризующий, храбрый, провокационный и будоражащий, вызвавший скандал в социальных сетях, как и другие ее работы, что не помешало правительству Канады удостоить Шуинар национального ордена, а правительству Франции – Ордена искусств и литературы. Мари Шуинар бывала на Фестивале Израиля в 1984-м (это был первый приезд ее труппы в Израиль) и в 1994 годах, в 2002-м и 2004-м годах. И три года назад – на гастролях в Тель-Авиве с эротическо-дерзкой «Весной священной» на музыку Стравинского и «Движениями – Mouvements» по стихам и рисункам Анри Мишо. На сей раз она и ее Compagnie Marie Chouinard представляет Босха на оригинальную музыку Луи Дефюра (свет, сценография, видео и костюмы – также Мари Шуинар).
Мари Шуинар не боится рисковать и всегда выигрывает. Она восхищает и дразнит зрителей. Ее идеи – точны и изумительны, остры (а могут быть и зыбки), полны бешеной энергии и всегда бьют по нервам и эмоциям, как и сам танец ее компании. Она – автор книги стихов о теле, она заставляет своих танцовщиков работать с костылями, с протезами и быть при этом на пуантах. Она умеет показать не только красоту тела, но и его уродство. И также – красоту и уродство души. Ее могут любить и отторгать, но главное – она ни на кого не похожа. «Для меня источником всегда было тело – его молчание и дыхание, составляющие невидимую материю жизни» – так говорит Мари Шуинар, изменяющая тело в своей хореографии, насыщенной эротикой, пластикой, музыкой, ритмами, излучаемой танцорами необузданной энергией, трансформациями и, на сей раз, и живописью.
«Обычно хореографы отталкиваются в своей хореографии от конкретного музыкального сочинения, определенной музыки. Я же начала с живописи Босха. И какое счастье видеть и наслаждаться этим шедевром!» – так писала Мари Шуинар в сентябре 2016 года, воплотив живопись в движении, передав в танце не только суть триптиха, но оживив на сцене мельчайшие детали, оттенки красок, стиль Босха, его манеру живописи. Как ей это удалось – понять невозможно, но можно увидеть это в реальности. Кстати, за этим мощным, динамическим и судя по отзывам, совершенным в исполнении балетом, сочетающем modern dance, видео-арт и пластические искусства, наблюдает и «око бога» на декорациях – так что в зале мы будем не одни.
Перед гастролями в Израиле Мари Шуинар отвечает на несколько вопросов:
– Откуда вы черпали вдохновения для вашей новой постановки?
– Исключительно из живописи, из самого великого триптиха Босха «Сад земных наслаждений». Три панели этого триптиха – это три вселенных: «Рай» – где нет таких понятий как «неправильно » или «плохо»; «Ад» – концентрация человеческой деятельности и творчества; и идеалистические «Небеса» – где рассказывается история происхождения мужчины и женщины. Этот спектакль состоит из трех картин, трех действий без перерыва между ними. Мы начинаем с центральной панели – «Рая» в первом акте, затем переходим в танце на правую панель «Ад» во втором действии, и завершаем «Небесами» – левой панелью в третьем акте.
– Балет «Сад земных наслаждений», его драматическая составляющая основаны на живописи – на неподвижной субстанции. Как вы переносите эти застывшие, затвердевшие краски и образы, саму неподвижность в движение на сцене?
– В данном случае живопись полна движения. На триптихе Босха – множество тел, особенно в центральной панели – «Рай» , все они находятся в разных ситуациях. А мы отражаем эти ситуации в балетных позициях. А вот для «Ада» мой подход был другим: здесь я пыталась претворить в танце не сам рисунок хоровода тел Босха, а его идеи действий и поведения людей, которые могут показаться рискованными, но на деле они абсолютно свободны и даже могущественны в своей свободе. В последнем акте – в «Небесах» – участвуют только три танцовщика: мы начинаем с мягких, простых движений и позиций, которые затем повторяются во множестве вариаций, что создает атмосферу «путешествия» внутри воображения.
– Ваши спектакли часто называют «смелыми». Так ли это?
– Смелость – это естественно, я не прилагаю к этому особых усилий. Жить – это уже смело; воспитание ребенка, творчество – это тоже смелость. Я бы добавила слово «вера». Все дело в вере и в убеждении. Чтобы семечко выросло в дерево, вы должны верить. Точно так же, чтобы расти самому, развиваться, вы должны верить, что хотите жить, что вы того стоите.
– Вы также отвечаете за освещение, реквизит и костюмы ваших спектаклей. Это амбиции или та же смелость?
– Нет, это чистая радость! Я не просто хореограф, я «создатель», и мне это очень нравится. Для меня работа – в радость. А создавая что либо, естественно углубляться во все аспекты и сферы того или иного спектакля. Это придает целостность моей работе, моему творению.
– Гигантский пластиковый пузырь – откуда он?
– В каждой из трех панелей картины Босха вы найдете эту сферическую структуру – я не знаю, что это такое: убежище, растение или живот беременной женщины, но точно, что это нечто круглое, большое, живое. Эта «живая» сфера – одна из ключевых отсылок в моем балете к картине Босха.
– Вы помните тот момент, когда вы осознали радость творчества?
– Мне был 21 год, я уже была профессиональной танцовщицей, но произошел несчастный случай. Я не знала что делать – единственное, что я любила, были мои балетные классы. Я не собиралась становиться хореографом, это просто произошло. И я ежедневно благодарю Бога за это. Когда я поставила свой первый хореографический номер, то задала себе вопрос: «Что мне делать дальше?». И создала следующий номер. Впоследствии я задавала себе тот же вопрос, и продолжала творить… Так тянулось 17 лет. И только через 17 лет я смогла сказать сама себе: «Ты должна перестать спрашивать себя, что делать со своей жизнью. Ты это делаешь!».
– Какой вы можете дать совет – всем, не только танцовщикам, как стать единым со своим телом?
– Дыхание! Говорят, что дыхание – это тайна, основа всего. Дыхание – это первое, о чем скажет вам гуру медитации, педагог по вокалу, преподаватель танцев, профессиональный пловец. Нам необходимо осознавать наше дыхание, каждый вздох. Дыхание возвращает нас к основе основ нашей реальности на этой планете – как духовной, так и физической.
Photo Sylvie-Ann Paré
Compagnie Marie Chouinard. «Сад земных наслаждений».
Триптих Босха, 10 танцовщиков, три части – всего 75 минут фантастического зрелища и одновременно – очень индивидуального, очень личного анализа Мари Шуинар знаменитого триптиха Босха. Шуинар была приглашена для создания этой работы фондом Jheronimus Bosch 500 Foundation. Мировая премьера балета «Сад земных наслаждений» прошла в августе 2016 года в месте рождения знаменитого художника, в Нидерландах на фестивале Theatre Festival Boulevard’s-Hertogenbosch.
Спектакли пройдут в понедельник, 6 ноября, во вторник, 7 ноября и в среду, 8 ноября 2017 года на сцене Тель-Авивской оперы имени Шломо Лахата. Начало всех представлений – в 20:00. Заказ билетов по телефону 03-6927777. Дополнительная информация на сайте http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=1031&ArticleID=4363
Заказ билетов в кассе «Браво» – здесь.
Линк на видео: https://youtu.be/yEGBQfVnTnM
Сайт Compagnie Marie Chouinard –
https://www.mariechouinard.com/home.html
Текст подготовила Маша Хинич. Фото (©Nicolas Ruel, © Marie Karine Patry и Sylvie–Ann Paré) предоставлено организаторами гастролей. Пиар Sofia Nimelstein