Музыка должна быть обращена ко всем, хоть и не всеми будет принята.
Мы должны обращаться к каждому – только так мы найдем тех, кто нам ответит.
Р. Воан-Уильямс
10 и 11 июля в Тель-Авивском музее искусств пройдут концерты из цикла “Сотворение мира” Израильского Камерного оркестра, в которых примет участие известная американская скрипачка Рэйчел Бартон Пайн, исполняющая в этот свой визит в Израиль 5-й концерт бельгийского композитора Анри Вьётана для скрипки и оркестра и романс для скрипки “Взлетающий жаворонок ” английского композитора Воан-Уильямса. В программе концертов также Первая (“Классическая”) симфония Сергея Прокофьева.
Рэйчел Бартон Пайн
Рэйчел Бартон Пайн – скрипачка с мировым именем – выступала в Израиле три года назад на фестивале Камерной музыке “Класси Камери” в Эйлате. То, что она снова приезжает к нам с концертами – не удивительно. Удивительно, что этого надо было ждать три года. Ей – 39 лет, а дебютировала она в 10-летнем возрасте с Чикагским симфоническим оркестром. В 17 лет стала самым молодым музыкантом (и первым американским музыкантом), выигравшим международный конкурс Баха в Лейпциге. В 1995 году Рэйчел получила тяжелые травмы в результате несчастного случая на железной дороге – двери электрички закрылись, прищемив ей руку, в которой находилась скрипка работы Амати, и Бартон протащило за поездом более 100 метров. На восстановление функций руки ушло два года, и Бартон сумела полностью вернуться к музыке.
Среди записей Бартон преобладает камерная музыка. Ее первый альбом, посвящен музыке Пабло Сарасате. Далее последовали записи редко исполняемых произведений Листа, барочная музыка для скрипки соло, дуэты для скрипки и виолончели. Бартон записывала с оркестром концерты Брамса и немецкого композитора Йозефа Иоахима, а также выпустила альбом “Скрипичные концерты чернокожих композиторов 18-19 веков”.
Рэйчел Бартон Пайн также стала лауреатом Международных конкурсов скрипачей имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, конкурса Крейслера в Вене, 1992), и Сигети в Будапеште. За исполнение “Каприсов” Паганини она получила премию на Международном конкурсе скрипачей Паганини в Генуе.
А еще Бартон Пайн, блестяще исполняющая классику, играет и хеви-металл.
Если вы зайдете на сайт Рэйчел Пайн (rachelbartonpine.com), то обнаружите там два квадратика для входа. Один – для любителей классической музыки с расписанием гастрольных туров и множества альбомов, на которых Пайн исполняет Бетховена, Брамса, Листа, Генделя и барочную музыку. Зайдите через другой вход и увидите иную Рэйчел – рокершу в коже и с браслетами с шипами, исполняющую произведения Metallica и Megadeth. У нее есть своя группа Earthen Grave, играющая в стиле trash-metal. Некоторые темы для Рэйчел пишет Ули Рот, бывший гитарист Scorpions.
Рэйчел играет и строгую классику и экстремальный “металл”. “Играть классику сложнее, – говорит она, – но в металле тоже есть серьезная техника, к тому же классическим музыкантам не помешала бы спонтанность металлистов”.
По сути, сегодня Пайн – главный посол классики для своего поколения. Так утверждают ведущие американские и европейские газеты. Она обогнала даже знаменитую Ванессу Мэй.
И даже в классическом репертуаре Пайн – оригиналка. Для своих альбомов и выступлений она выискивает редко исполняемую музыку. Пример тому – программа ее тель-авивских выступлений с ИКО, куда включена музыка двух замечательных композиторов 19 и 20 века, чье творчество было новаторским для своего времени – концерт Анри Вьётана и сочинение английского классика Воана-Уильямса для скрипки с оркестром – романс “Взлетающий жаворонок”.
Ральф (Рейф) Воан-Уильямс (1872 – 1958) – один из основоположников “английского музыкального возрождения”, весьма почитаем у себя на родине в Англии. Он считается крупнейшим композитором своего поколения, классиком 20-го века, был также фольклористом, педагогом, дирижером, органистом, музыкальным критиком и общественным деятелем. Музыкальное образование он получил в Кембридже и в Лондонском Королевском музыкальном колледже. В 1903 году Воан-Уильямс начинает активно изучать английский фольклор, а вскоре становится одним из основателей Общества народной песни. Параллельно Воан-Уильямс постоянно работает и в области церковной музыки. В 1908 году Воан-Уильямс посетил Париж, где учился композиции у Равеля (“единственный из моих учеников, который не пишет мою музыку” – написал о нем Равель). Два произведения Ральфа Воана-Уильямса попали в десятку любимых классических произведений британцев.
Бельгийский композитор, скрипач и педагог Анри Вьётан (1820 -1881) вошел в историю как один из крупнейших скрипачей романтического направления. Концертировал и преподавал в России в середине 19 века. Написал множество произведений, в том числе семь концертов для скрипки с оркестром. Его композиторское дарование ценили Берлиоз и Чайковский. “Он знал, что скрипка создана, чтобы очаровывать и волновать… Он чувствовал, что артист прежде всего должен обладать мыслями и эмоциональной силой…” – так говорил о Вьётане другой великий скрипач – Эжен Изаи, и также можно сказать и о Рэйчел Бартон Пайн.
Продирижирует ИКО 10 и 11 июля Ярон Готфрид – универсальный музыкант, дирижер, композитор и пианист. Он выступает со многими музыкальными коллективами в разных странах мира, обладатель многих наград. В своем творчестве Ярон Готфрид продолжает также традиции своего отца – известного израильского джазиста, пианиста и композитора Дани Готфрида, выступая также и как джазовый пианист, и соединяя в своем композиторском творчестве традиции классики и джаза.
Концерты пройдут в Тель-Авивском музее искусств, в зале “Реканати”, 10 и 11 июля. Начало – в 20.30. 10 июля за час до концерта состоится лекция музыковеда Анат Шарон (вход – без дополнительной платы).
Сайт Израильского Камерного Оркестра – http://www.ico.co.il
Сайты Рэйчел Бартон Пайн – rachelbartonpine , http://www.youtube.com/user/RachelBartonPine
Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой ИКО