Искусству балета по силам все. Балет и грусть одиночества, и поиск смысла жизни, и глубины любви покажет красиво, полетно, трепетно. А сказочная тематика, манящие образы человеческих придумок и мечтаний, это и просто самая естественная балетная почва. Золушки и феи, спящие красавицы и синие птицы на балетной сцене живут прекрасной жизнью, вот и еще один персонаж появился в партии танцующих. И – очень живой и обаятельный персонаж. Так я думала, уезжая из Центра сценических искусств Герцлии после встречи с новым спектаклем Израильского балета «Питер Пэн», поставленным ведущим солистом Владимиром Дорохиным.
Ощущение радости и открытия, детской безмятежности – и уверенности в самых невероятных возможностях переполняло душу.
А за несколько часов до того по жаркой июльской дороге, в плотном потоке сонных и вредных автомобилей я ехала в Герцлию. Зал там очень хороший, удобный, нарядный, смотреть балеты – просто восторг. В фойе перед спектаклем первым появился известный танщовщик, постановщик, муж артистки Израильского балета Екатерины Бреховой Дима Брехов. С цветами. Он сказал, что Катя танцует с Израильским балетом свой последний спектакль, а потом для нее начнется другая жизнь, новая дорога. Преподавание. Работа в других проектах. Катя Брехова – прекрасная балерина, с хорошей школой, станцевала на наших сценах много всего, и классику, и модерн, а ее яркая, необычная Китри запомнилась лучистой юной праздничностью…
Фойе наполнялось детьми с родителями. Наши юные зрители ведут себя везде, как хозяева, так было и здесь: они увлеченно и громко рассказывали друг другу о своих проблемах, непрестанно жевали, грызли, пили, красовались и хвастались чудесными платьицами и туфельками. Я спросила у билетерши, как им, работникам, этот зритель, и девушка расцвела улыбкой: «Самый кайфовый, самый прекрасный зритель в мире!».
Прозвучали звонки – и мы пошли в зал. И был аншлаг. И радостные дети ждали сказочного танца.
…Все началось с музыки Чайковского. И ожили герои сказки. В спектакле собрана мозаика из очень разных музыкальных стилей, хореограф Владимир Дорохин говорит, что в этом он тоже видел свою задачу- дать маленьким зрителям услышать, ощутить богатство музыкального мира.
Популярнейшая сказка шотландца Джеймса Барри про Питера Пэна любима миллионами. По ней поставлены фильмы, спектакли, к ней несколькими литераторами дописаны продолжения. Мальчик, сбежавший из дома, не желающий взрослеть, живущий с другими Потерянными мальчишками по адресу «второй поворот направо, а дальше прямо до самого утра», всегда вызывает интерес. Постановшик Владимир Дорохин ( он же с блеском исполняет заглавную роль) нашел для сказочной балетной фантазии лаконичные интересные выразительные средства.
Питер Пэн – вечный мальчишка, задира, зазнайка- но ужасно милый, и обаятельный. Его подруга – очаровательная Венди. Для роли акуратной, умной и серьезной героини выбраны в Израильском балете две исполнительницы – Светлана Гордиевская и Лена Розенберг, в этот раз ее танцевала Лена Розенберг, и танцевала очень хорошо, качественно, вдохновенно. Серьезно и сказочно. Обращая внимание на мельчайшие детали. Бережно прикасается к книге, в которой она прочла много важного и сказочного. Убежденно борется с Потерянными мальчишками за дисциплину и аккуратность. Главный пират Джез Крюк – Лодовико Диобальдо. Он просто голливудский герой, элегантный, харизматичный, в зале его пируэты и пиратские ужимки отмечали аплодисментами. Удачно придумана и исполнена партия феи Тинкербелл ( в русском переводе книги она Починка или Дин-Динь). Балерина Лиор Хорев – настоящая маленькая фея из сказки. Она движется легко, абсолютно точно выполняет все па, несет в себе нежнейшую и самоотверженную тему любви к Пэну, той детской любви, что никогда не гаснет и не теряет своего смысла. Несомненная удача спектакля – второй по значимости пират, помощник Крюка, его играет Екатерина Брехова. Сочно, ярко, с размахом она показывает этого колоритного человечка. Он эгоист, жадина, лентяй, комичный и все немного опасный… Прекрасная работа, очень живой портрет!
Партия Тени хороша и вполне самостоятельна у Рины Пински. Папу и маму Венди очень аристократично танцуют Тамар Сандлер-Горен и Александр Уткин. Будто они в своем дуэте создают отдельную, другую, очень английскую и очень лирическую историю.
И Облака, и Пираты, и Потерянные мальчишки – артисты балета. И каждый из них проработал, выстроил ( с хореографом, разумеется) свою партию досконально. И биографию придумал, и характер. И это важно для зала, зал верит и радуется. Григ и Стравинский, Хачатурян и другие окружают приключения героев сиянием. А прекрасные костюмы, созданные Маргаритой Александровой, помогают почувствовать всю эту прекрасную танцевальную жизнь- сказку в полной мере. Летят золотые искры, горят фонарики, на стенах домика из ткани играют тени. Мы были в сказке – и спасибо всем, кто ее сотворил.
В Израильском балете родился новый спектакль. Для детей и о детях. С классической музыкой. Легкий, нарядный, цельный. В новом сезоне он поедет по залам страны. Это нельзя пропустить! «Питер Пэн» порадует и детей, и взрослых, что немаловажно. Представления по всей стране – в новом сезоне, с осени 2017 года.
Все фото © Ирена Ташлицкая – предоставлены Израильским балетом
Страница в фейсбуке –https://www.facebook.com/israelballet