Инна Шейхатович. Фото Елены Запасской
На афишах написано «Piaf». С музыкой Филиппа Гласса, Арво Пярта. С песнями Эдит Пиаф. Новая неожиданная, ничем прежде не предсказанная работа Израильского балета. Новация. Другой мир. Высказывание в честь и под логотипом странной и фантастической певицы, дочери трущоб и мостовых, королевы нищеты и сердечного надрыва. Носительницы слепящего блеска таланта. Спектакль «Piaf» – не биография, не судьба всемирно любимой певицы. Новый фантазийный спектакль похож на эхо.
Это камерная новелла о движениях души и смятении тела под кодом «Пиаф». Пиаф здесь – градус, вектор, кардиограмма¸сумятица чувств. Хореограф – итальянский новатор Мауро Астольфи, сочетающий свободу составления танцевального текста сдразнящей, пряной, масштабной тягой к красоте. Язык – необычный. Так сегодня в Израиле еще не танцевали. В перфомансе с участием людей и очеловеченных предметов бьется торжественная сарабанда, длится сосредоточенное шествие мысли и чувства. В этой пластической новелле, где Пиаф и есть – и ее нет, музыка рвется вверх. Тела танцующих описывают траекторию – от низкого, на полу кипящего отрезка касаний до парения в небе. Маленькая, голосистая, но очень «не Пиаф» девочка в самом начале поет песню. Под аккордеон. Звучит голос, похожий на знакомый и любимый голос. Но – не он. И мы понимаем, насколько это другой голос. Насколько нельзя, невозможно повторить уникальность той, единственной Пиаф. Всемирной души. Это не значит, что девочка поет плохо. Она милая, музыкальная. Девочка – к слову, она лауреатка каких-то конкурсов или шоу – хороша, но она иная, совершенно в другом измерении существующая. В другом стиле и настроении. Ее не обжигала боль, не мучила тяжесть земного пути, не испепеляла любовь… Она ребенок. А Пиаф, полно, да было ли у воробышка-Эдит детство? Не родилась ли она сразу мудрой и надрывной… Девочка – не Пиаф. Как не Пиаф танцовщицы, те, что участвуют в спектакле.
И в то же время все они – собирательный, мощный, то драматичный, то лирический, то пасторально- светлый образ женщины. Крылатой, как богиня победы Ника…В большей степени живущей любовью, чем логикой, практикой, ее душа – результат алхимии. Измышление астрологии. Вот и будем так их рассматривать. Этих Пиаф. Первая среди них, солирующая, выразительная, чем-то повторяющая грацию кружащейся скрипки. И – живущая в ореоле мвоей победной скрипки. Песни- танца. Танца- судьбы. Лена Розенберг. Сильная и отреченная. Завороженная. Ее главные сообщницы и партнерши – Ноа Коэн и Лиор Хорев. Все три дивы хороши, все три сверкают.
Они свободны и убежденно- трепетны. Их гибкие фразы потом долго звучат перед глазами, когда после спектакля идешь по колким огням города. А принцы, герои, партнеры, уравновешивающие женский хор и вереницу монологов, и женскую чувственную патетику –изумляющий технической свободой, скульптурный, наполненный до краев энергией, весь устремленный на партнершу Владимир Дорохин. И мистически- мизантропичный Людвиг Испирян. Серьезный, мужественный¸ аристократично- сдержанный, будто видящий свою подругу каким-то иным, внутренним зрением. Над залом бьется и рвет душу точно, со вкусом, со знанием лучшего мирового репертуара подобранная музыка. Она разнообразна – и в то же время говорит об одном. Кресло, светильник, поднятая дыбом постель – границы дома, мира, сердца. И – знакомые каждому ( каждой) приметы жизни. Луч торшера. Стул. Мизансцены быта и бытия. Мебель из семейной саги…И все это – хорошо придумано, сцеплено, сплетено. Несколько дней прошло с того вечера под кодом Пиаф. А я все про него думаю. И ловлю, ловлю за эмоциями и находками хореографа нечто истинное. Уникальное. И меня тоже выражающее. И пытаюсь про это сказать. Я ведь не рецензию в чистом виде пишу – ну, разве отчасти…Здесь цель – мир впечатлений. Балетно- музыкальная исповедь. Попытка словом запечатлеть, пульс танца. Изначально обреченная на провал…Посмотрите новую работу Израильского балета. И вглядитесь. И вдумайтесь. Оно того стоит.
Сайт Израильского балета – http://www.iballet.co.il/eng
Ближайшее представление “Пиаф” – сегодня в Хайфе, 11 июня, воскресенье, в 20:30 в зале “Аудиторим”.