В Тель-Авивском музее искусств, где до 17 февраля проходит выставка Луиз Буржуа в новом корпусе и где недавно в старом корпусе открылась выставка Памелы Леви (а обе дамы немалую часть своего творчества уделяли эротике, сексуальности, и осмыслению того, что все таки важнее – физическая составляющая или ментальная), точно на стыке двух корпусов – как на стыке того самого явно физического и того самого явного, но неуловимого ментального – проходит до 3 февраля выставка «под солнцем», «under the sun» Робина Роде (строчные буквы в названии – не случайны), первая музейная выставка Роде в Израиле.
Робин Роде – южно-африканский художник – родился в Кейптауне, вырос и изучал искусство в Йоханнесбурге, где занимался уличным граффити. Кстати, уже пора начать называть граффити фресками… С 2002 года он живет и работает в Берлине, успев закончить в 2000-м году, уже в период новой и не совсем «белой» ЮАР, «Школу кино, телевидения и драматического искусства» в Йоханнесбурге. Роде рисует, пишет, фотографирует, ваяет скульптуры, снимает видео и делает инсталляции. Он умеет всё, что и заметно на его небольшой выставке «under the sun» – минималистической экспозиции, которую обходишь минут за семь, а впечатлений от нее хватает надолго.
Художнику Робину Роде – 42 года, по нынешним меркам он молод, может поэтому в его работах мало что напоминает о родине – Южной Африке, в молодости легко расстаться с прошлым. Разве что в некоторых рисунках встречаются сочетания цветов национального флага ЮАР, но зеленый, красный, белый, синий – не редкость на нашей планете.
Наибольшую известность Роде принесли перформансы, в которых обязательно присутствуют элементы граффити и хип-хопа, спортивная символика и, как это ни странно, велосипед (с помощью этого транспортного средства старшеклассники ЮАР проходят своего рода процесс признания в обществе). Роде получил известность как автор юмористических, иногда дерзко-смелых работ, выполненных мелом, древесным углем и даже мылом в трехмерных пространствах. Его рисунки не просто появляются, а проявляются на стенах музеев и галерей, и часто носят автобиографический характер. При этом Роде окружает человеческое тело фиктивным нарисованным пространством так, что они сливаются, и почти невозможно отличить реальность от рисунка, а рисунок от фотографии.
Рисунки-чертежи, рисунки – художественный объект, рисунки – документы, запечатлевшие события, происходящие вне мира искусства: на улице, под дождем или палящим солнцем. Работы Робина Роде – это фиксация урбанистической молодежной культуры в ритмах рисованного хип-хопа и граффити. Они настолько контрастны и динамичны, что создается впечатление, будто на стенах – не рисунки, а экран, по которому бегут образы из фильма. Фильма, где не забыты линия, цвет, композиция и перспектива; черно-белая палитра и яркий цвет.
Совсем недавно, уже в этом, 2018-м году, Роде получил премию Zurich Art Prize, жюри которой отметило его последние работы в которых он «исследует словарь конструктивизма и теорию цвета». Собственно говоря, его искусство – это его же рассказ. Прежде всего, рассказ-спектакль (перформанс в принятых терминах) о себе. Робин Роде составляет свои истории на стенах площадей, улиц и переулков – в данном случае, на стенах музея. И еще – он любит подшутить, так что серьезность оставьте для Луиз Буржуа и Памелы Леви. И еще одно “еще” – обязательно загляните за перегородку в конце зала. С другой ее стороны – экран с прекрасным видео Роде… Собственно, к нему ведет музыка, так что пропустить и не заметить сложно.
И немного про Памелу Леви (много будет через пару недель) – про ее крупномасштабные, фигуративные, также кинематографические картины. Они почему-то считаются феминистическими – может потому, что она любила рисовать обнаженных мужчин, превращая их естество чуть ли не в арте-факт. Но скорее, это не феминизм, а пристрастие. Сказывается юность в коммуне художников в Санта-Фе в Нью-Мексико. Или то некая внутренняя политика протеста против общественных запретов. Впрочем, одетые фигуры на ее картинах тоже есть – на пляжах, в городских пейзажах, на стройплощадках. Явно психологически заряженные картины, яркие, контрастные, напряженные, где-то в поле между страхами и восторгами. А рядом – ее текстильные коллажи, наивный отдых для глаз.
Фотографии предоставлены пресс-службой Тель-Авивского музея искусств