Текст и фото — Михаиль Туваль
Страницы автора в фейсбуке с расписанием ближайших экскурсий:
https://www.facebook.com/michael.tuval
https://www.facebook.com/Kutscher-760569737394927/
Монастыри Св. Евфимия и Св. Мартирия в Иудейской Пустыне
Развалины монастырей Св. Евфимия и Св. Мартирия являются одними из наиболее важных и интересных археологических памятников Византийской эпохи на территории Израиля. Развалины монастыря Св. Евфимия (“Хан эль-Ахмар”) находятся в центре промышленной зоны Мишор Адуммим и открыты для посетителей. Развалины монастыря Св. Мартирия (“Хирбет эль-Мурсас”) находятся в городе Маале-Адумим.
Итак, немного информации о двух важнейших монастырях Иудейской Пустыни.
Мозаика на полу церкви в монастыре Св. Евфимия:
Гигантский резервуар для сбора воды (нет, это не город Рим, это – Иудейская Пустыня):
План монастыря:
Стена монастыря:
Главный вход в монастырь Св. Евфимия:
Внутри монастыря:
Главным письменным источником, описывающим эти монастыри, является “Жития монахов Иудейской Пустыни”, написанные Кириллом Скифопольским в 50-х годах VI в. н. э. Сам Кирилл прожил около десяти лет в монастыре Св. Евфимия, и знал многих из столпов палестинского монашества либо лично, либо через их непосредственных учеников. Для составления этого отчёта я использовал, в основном, книгу Изхара Хиршфельда, “Пустыня Святого Города” (Иерусалим, 2002, на иврите); оттуда же взяты чертежи и черно-белое фото монастыря Св. Мартирия. Ссылки на Кирилла Скифопольского даются в соответствии с переводом на иврит.
Eщё фото монастыря:
Циклопических размеров резервуар для сбора воды:
Итак, Св. Евфимий родился в Малой Армении в 377 г. н. э., перебрался в Палестину, и в 406 г. н. э. стал учеником Св. Харитона. Наряду со своим учителем Харитоном, и учеником Саввой Освященным, Евфимий по праву считается одним из трех наиболее знаковых персонажей в истории палестинского монашества. Пять лет после прибытия в Святую Землю, вместе с монахом Теоктистом, он основал лавру в ущелье Ог (Вади эль-Мукаллик) – т. н., “Монастырь Теоктиста”. Вокруг Евфимия постепенно стали собираться ученики, и в 428 г., вместе со своим учеником Домитианом, он основал монастырь в Мишор Адуммим – тот самый, о котором, собственно и идёт речь. Кирилл Скифопольский рассказывает следующее:
“Случилось так, что по середине киновии было местоположение прекрасное на вид но причине отменной ровности и удобное для монашеских подвигов по причине благорастворения и умеренности его климата. Я попытаюсь описать оное словами. Есть небольшой холм, с востока и запада обнимаемый двумя величественными долинами, сходящимися к югу и соединяющимися одна с другою; на север простирается, приблизительно, на три стадии весьма приятная равнина, а к северу от равнины течет поток, выходящий из восточной подошвы честной горы Святого Вознесения Христа Бога нашего. На этой равнине водружена башня и на нее выходят дверцы киновии. Местность вся весьма мягкая и достойная удивления, ибо, как сказано, имеет умеренный климат: она теплее холодных мест и прохладнее жарких, также и суше влажных и влажнее сухих. Когда была окончена постройка и украшение киновии, в течении только трех лет, благодаря множеству рук и старанию, отцы хотели освятить церковь и киновию в тот самый день, в который были переложены честные останки святого отца нашего и положены в новой усыпальнице; но они были стесняемы неимением воды, ибо случилось в пустыне бездождие и в водоеме не было воды. Так как уже наступил май месяц, то, по вероятию, дождя не ожидали, ибо пустыня с трудом орошается им только зимою, что знают те, кто испытал жизнь в ней в течении многих лет.” (гл. 43)
Ещё до основания этого монастыря, Евфимий обратил в христианство предводителя арабского племени, Аспебета, который получил христианское имя Пётр (ок. 420 г. н. э.). Когда Евфимий находился в Мишор Адуммим, Аспебет-Пётр пришёл к нему с просьбой крестить его и членов его племени. Евфимий крестил их, а также преподал им основы христианской веры. В благодарность, Аспебет послал Евфимию строителей, которые построили для нового монастыря резервуар для сбора воды, капеллу и пекарню. Они также обустроили три грота. Это и явилось началом строительства монастыря. Арабы-сарацины просили Евфимия остаться с ним, но монах отказал им, и предложил им поселиться между монастырём Св. Евфимия (на юге) и монастырём Теоктиста (на севере). Там они построили церковь, вокруг которой расположились станом Евфимий назначил им священника и дьяконов, и сам часто посещал их. Археологи полагают, что обнаружили останки сарацинского стана в Хирбет Хиндома, неподалёку от монастыря Св. Евфимия. Когда, в конце концов, Евфимий принял решение построить монастырь, его строительство было поручено тому же Аспебету.
Евфимий поставил условие, что монахи, желающие жить в его монастыре, предварительно должны пожить в монастыре Теоктиста в ущелье Ог. Стоит отметить, что монахи, проживавшие в монастыре Св. Евфимия, были родом со всех концов Византийской Империи, и были среди первых монахов, впоследствии занимавших ответственные посты в церковной иерархии палестинского христианства. Одним из важнейших был Св. Мартирий, который и основал монастырь, названный его именем, и о котором пойдет речь ниже.
Монастырь Св. Евфимия был расположен на перекрестке важных дорог, по которым проходили паломники, направляющиеся в Иерусалим, и превратился в одну из наиболее важных остановок на их пути. Перед смертью, Евфимий заповедал превратить лавру, созданную им, в киновию – что и произошло в 478 г., ок. пяти лет после его смерти. Именно тогда вокруг монастыря были возведены стены, столовая, и монастырское общежитие (о том, чем “лавра” отличается от “киновии”, я писал здесь). Причиной того, что Евфимий решил превратить монастырь в киновию, скорее всего, являлось то, что он осознал, что это место слишком находится близко от цивилизации, и не совсем подходит для экстремальной жизни настоящего отшельника-аскета.
Ответственным за трансформацию был ученик Евфимия по имени Фид. И снова Кирилл Скифопольский пишет:
“И так Фид, взяв с собою большое количество слуг и строителей и одного из художников, пошел в лавру и выстроил киновию, обнеся ее стеною и укрепив. Старую церковь он сделал трапезой, а за нею выше выстроил новую церковь; внутри киновии он соорудил прочный и красивый столп. Случилось так, что по середине киновии было местоположение прекрасное на вид но причине отменной ровности и удобное для монашеских подвигов по причине благорастворения и умеренности его климата.” (гл. 43)
В отличие от многих других монастырей Иудейской Пустыни, монастырь Св. Евфимия продолжил существовать долгое время после исламского завоевания. Несмотря на то, что он сильно пострадал во время землетрясения 660 г. н. э., он вскоре был полностью восстановлен, и функционировал в период раннего средневековья. Игумен Даниил, посетивший Палестину в 1106-1108 гг. н. э., пишет, что монастырь был разрушен и заброшен. Во время Крестовых походов он был снова восстановлен; начиная с XIII в. н. э., он был превращен в “хан” (т. е., каравансарай).
Раскопки монастыря были впервые предприняты Дервасом Читти (D. J. Chitty), исследователем, написавшем одну из наиболее интересных книг по истории Византийского монашества – “The Desert a City”, и продолжались до недавнего времени.
Монастырь Св. Мартирия является одним из самых монументальных монашеских комплексов, созданных в Иудейской Пустыне в Византийский период (монастырь был создан ранее 474 г. н. э.).
Фото с высоты птичьего полета:
План раскопа и реконструкция комплекса:
Ещё фото развалин:
Уроженец Каппадокии в Малой Азии, Мартирий перебрался в Египет, но впоследствии стал одним из учеников Евфимия (ок 457 г. н. э), и дорос до патриарха Иерусалима (478-486 гг. н. э.). Вместе с подсобными помещениями, монастырь Св. Мартирия занимал площадь в 6400 кв/м. В отличие от монастыря Св. Евфимия, он был заброшен в конце Византийского периода – что, несомненно, посодействовало прекрасному сохранению развалин, обнаруженных и исследованных современными археологами.
Об отношениях между Св. Евфимием и Св. Мартирием, и об основании монастыря Мартирия, Кирилл Скифопольский пишет следующее:
“Когда христолюбивый Лев принял царство Маркианово, Тимофей, но прозванию Елур, потряс и смутил город Александрию: он убил Протерия архиерея города во святой крещальне и похитил патриарший престол; когда, вслед за сим, вся Египетская епархия исполнилась шума и мятежа, два достопамятные отшельника, выйдя из горы Нитрийской, прибыли в Палестину и пришли к чудотворцу Евфимию, влекомые разошедшеюся всюду славой о нем. Они остались у нет каждый в отдельной келии: один был Каппадокиец родом, но имени Мартирий, другой же назывался Илия и происходил из Аравии. Весьма полюбив их обоих, просвещенный умом Евфимий часто призывал их на беседу, провидя прозорливым оком, что каждый из них в свое время будет преемником престола святого Апостола Иакова. Их он брал с собою в четырнадцатый день Января месяца в пустыню Кутила и Рува (районы Иудейской Пустыни – М. Т.), и они пребывали с ним там до праздника ваий, имея с собою и славного Герасима и остальных отшельников, которые, приходя по воскресеньям, приобщались пречистых тайн из рук великого Евфимия. Так как лаврские келии были весьма тесны и неудобны — так распорядился им быть великий Евфимий — то по прошествии некоторого времени Илия ушел в Иерихон и выстроил себе келлию вне города, где созданы ныне его славные и знаменитые монастыри, а Мартирий, найдя пещеру к западу от Лавры, приблизительно в пятнадцати стадиях, безмолвствовал в ней, и там, с Богом, построил преславный монастырь.” (гл. 32)
Источник информации — https://lizard-trip.livejournal.com/13543.html