Верхнее фото: Svadebka by Daria Popova
Татьяна Баганова, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга: Мне всегда интересна обратная связь — поэтому я желаю себе и зрителям, прежде всего, нового опыта, удивления и прекрасных встреч
24 и 25 февраля в рамках фестиваля M.ART в Тель-Авиве на сцене Центра Сузан Далаль будут показаны два спектакля Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы» «Sepia» и «Свадебка».
20 лет назад постановка «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского компании «Провинциальные танцы» была названа критиками «первым культовым спектаклем в новой российской хореографии». Спектакль, основанный на древних ритуалах крестьянской свадьбы, стал легендарным и таковым является по сей день. В этой и в других своих постановках художественный руководитель и хореограф «Провинциальных танцев» Татьяна Баганова свободно перемещается в культурных пластах и ритмах, цитирует разные стили.
Театр современной хореографии «Провинциальные танцы» был основан в 1990 году и нынешний театральный сезон – юбилейный, 30-й для него. Театр активно гастролирует и география впечатляет:19 стран, 53 города мира, 34 российских города. Участвует в статусных российских и международных фестивалях. Тринадцать спектаклей были номинированы на самую престижную российскую национальную театральную премию «Золотая Маска», шесть стали обладателями этой награды. В 2013-м в Большом театре праздновалось 100-летие балета «Весна священная» и в Россию привезли гениальные хрестоматийные версии этого балета в постановке Пины Бауш и Мориса Бежара. Баганова же стала хореографом-постановщиком нового балета на музыку Стравинского, где впервые в истории Большого театра совместно работали артисты классического и современного направления — танцовщики «Провинциальных танцев».
Хореография Татьяны Багановой – уникальна, ее стиль – необыкновенен. Приезд театра «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга в Израиль – событие.
– Татьяна, мы уверены, что израильская публика будет в восторге от ваших спектаклей, наши зрители любят современный стиль искусства. Как вы составляли программу для Израиля?
– Мы привозим два спектакля — «Свадебка» и «Sepia». Первый — недавняя премьера, он появился 20 лет назад, а в конце 2019-го на фестивале Дягилев. Постскриптум» состоялась премьера его обновленной версии. Спектакль «Sepia» был поставлен в США по заказу American Danсe Festival, его российская версия была номинирована на «Золотую Маску» в четырех категориях. Этот спектакль — один из самых любимых и публикой и нами.
– Спектакль «Свадебка» существует уже 20 лет, но сейчас вы обновили эту постановку…
– «Свадебки» не было в репертуаре больше пяти лет: изменился мой язык, внутренний мир, в компанию пришли новые танцовщики. В первой версии «Свадебки» главной темой была личность и прохождение невестой обряда инициации, страхи, связанные с этим таинством, с ритуалами, навязанными родом и обществом.
В версии 2019 года мне захотелось создать такую героиню, которая идет и становится невестой без оглядки, ведь в ней кричит голос даже не предков, а клетки. В начале работы над спектаклем, я просила танцовщиков, чтобы они пробовали действовать от клеточной памяти, когда простейшие формы при внешней угрозе объединяются и эволюционируют. История объединения очень глубока: человеческое общество на химическом уровне подчинено этой идее, и потому социум создает обряды и ритуалы для этого, по сути — для того, чтобы выжить. Такие обряды для некоторых народностей – необходимая данность.
Одну из линий «Свадебки» мы взяли из обрядов северных народов, у которых были женщины-воительницы. Когда они выходили замуж, то участвовали в ритуале: жених ножом обрубал косу невесты – это то, что зритель видит в постановке. Отрезание косы у невесты — это символ подчинения.
– Косу рубят, как голову…
– И это равнозначно для невесты лишению свободы, переходу в новое состояние. В нашем спектакле главной героиней оказалась именно невеста. Ее новый образ, отчасти, был вдохновлен росписями Густава Климта в венском Политехническом музее: он использует прием «вертикального» повествования со множеством героев, показывает их жизнь от рождения до смерти. На одной из этих росписей я и увидела невесту — и поняла, что именно такой она должна быть у меня.
– Почему хореографы обращаются к музыке Стравинского, в чем ее сила, чем она притягивает?
– Музыка «Свадебки» — глубинная и мощная, многослойная, в ней одновременно звучат несколько пластов, она не дает расслабиться. Все время меняется темпоритм, нет квадратов, ты не можешь посчитать ни до четырех, ни до восьми, ты все время должен быть собран и сосредоточен. Эта музыка очень насыщена драматургически, это квест, где можно создать на сцене собственный событийный ряд, собственную историю, ничего не меняя в партитуре.
– Как вы набираете танцовщиков для вашей труппы?
Все кандидаты проходят через кастинг. А дальше начинается долгая совместная работа по трансформации и развитию телесных и ментальных навыков, которые будут готовить танцовщиков к решению задач хореографа на сцене. Зачастую, в России сложно найти танцовщиков такого уровня: и с хорошим образованием и готовностью меняться. Поэтому наши кастинги открыты для претендентов со всего мира и уже несколько сезонов в составе труппы — иностранные танцовщики.
– Что вы знаете об израильских хореографах?
В спектаклях израильского хореографа Хофеша Шефера меня привлекает то, насколько танцовщики существуют как единый организм, они свободны и одновременно четко транслируют идеи, заложенные хореографом. Его «Grand finale», который я видела в прошлом году, — это реальный обмен невербальным языком. Также невероятное впечатление произвела на меня компания Шарон Эяль, она для меня на сегодняшний день – номер один. Меня восхищает, когда пустой квадрат сцены завораживает только благодаря хореографии, выверенности событийного ряда абстрактного действия за счет взаимодействия танцовщиков.
– Что бы вы хотели пожелать израильским зрителям?
Мне всегда интересна обратная связь — поэтому я желаю себе и зрителям, прежде всего, нового опыта, удивления и прекрасных встреч.
С Татьяной Багановой беседовала София Нимельштейн
Спектакли Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы» «Sepia» и «Свадебка» будут представлены на сцене Центра Сюзан Далаль 24-25 февраля
Заказ билетов: http://bit.ly/34tjBOy
Краткая афиша Фестиваля M.ART:
20-21 февраля: Открытие фестиваля. Спектакль «Пьяные», БДТ им. Товстоногова / Национальный театр «Габима»
22 февраля: «Сорокин Трип» /Синематека Тель-Авива
23 февраля: Кирилл Рихтер, «Chronos» / Музей изобразительных искусств
24-25 февраля: театр современного танца «Провинциальные танцы» / Центр Сюзан Далаль
27 февраля: концерт «Перселл и Мартынов» Владимира Мартынова и ансамбля OPUS POSTH / Израильская консерватория
28-29 февраля: гастроли театра Резо Габриадзе. Спектакль «Рамона» / Центр Сюзан Далаль
1-2 марта: гастроли театра Резо Габриадзе. Спектакль «Осень моей весны» / Центр Сюзан Далаль
3 марта: Молодежная оперная программа Большого театра / Израильская опера
4-5 марта: «Наш класс»,Театр им. Вахтангова / Национальный театр «Габима»
5-6 марта: «Пахита», балет «Урал Опера Балет» / Национальный театр «Габима»
7 марта: Закрытие фестиваля. Музыкальный спектакль «Наша Алла», Гоголь-Центр / театр «Гешер»
*****
Организатор Фестиваля M.ART – фонд M.ART. При поддержке Романа Абрамовича.
Информация обо всех событиях фестиваля M.ART: www.mart.foundatio
Билеты на все события фестиваля: http://bit.ly/2LbyPk4
*В программе фестиваля M.ART возможны изменения
Фото:
Пиар-агентство: SofiaNimelsteinPR&Consulting