Что такое хорошее кино? Спросите любого критика – и вы не услышите однозначного ответа, ведь у каждого на этот счет свои критерии. Но есть один безусловный признак. Если спустя много времени лица, пейзажи, диалоги из фильма не выходят у вас из головы, если вы думаете над тем, как еще могли бы развиваться события и кто все-таки был неправ, то вы посмотрели хороший фильм. Ведь что бы ни говорили, а кино существует для того, чтобы мы могли пережить волнующие минуты, оказаться в другой, незнакомой жизни, которая нас тронет и заставит понять что-то и о жизни своей собственной. Ровно так и произойдет с вами в те почти два часа, что вы будете смотреть фильм итальянского режиссера Паоло Вирдзи «Сумасшедшая жизнь» (в оригинале «La pazza Gioia»).
История, рассказанная в фильме, на первый взгляд кажется далекой от нашей обычной жизни. Две женщины случайно встречаются в частном реабилитационном центре, расположившемся в старинном здании бывшего монастыря в Тоскане. Более разных людей трудно представить: одна, Беатриче, ухоженная аристократка и светская львица, наследница роскошной виллы, обладательница кутюрных нарядов и телефона Джорджа Клуни в своем мобильном, а другая – Донателла, анемичная молодая девушка, брошенная родителями, покрытая шрамами и татуировками, со взглядом затравленного больного животного. У Беатриче биполярное расстройство, масса энергии, вспышки ярости и истории о своих любовных похождениях в декорациях богемной жизни, у Донателлы – депрессия и бесконечная тоска по сыну, которого ее лишили соцслужбы. Но неожиданно они сближаются, а потом сбегают в поисках приключений, порой смешных, порой опасных, порой по-настоящему безумных. Пока обеспокоенные врачи, психологи, а затем и полиция пытаются найти их среди бесконечно красивых пейзажей, Беатриче и Донателла путешествуют по Тоскане и по собственным жизням, пытаются найти свою «нормальность», стать любимыми, честными, свободными. Но чем дальше, тем меньше шансов вписаться в жизнь, которая их окружает. И когда в очередной раз им в спину понесется возглас «Вы чокнутые?», они невозмутимо ответят: «Формально да!» и даже не оглянутся.
Смешное в этом фильме переплетено с грустным так плотно, что временами ты и сам не понимаешь, плачешь или смеешься. События и эмоции сменяют друг друга с безумной скоростью, как изысканная речь Беатриче внезапно превращается в вспышку гнева, ненависть и любовь танцуют танго, и невозможно противостоять этому круговороту. И вот у тебя замирает сердце от плохого предчувствия, и изо всех сил хочешь, чтобы они остались живы, чтобы у них получилось, чтобы их не обидели. Вдруг становится совершенно очевидным, что их объединяет – они обе следуют за своей любовью и не готовы принести ее в жертву бездушным правилам и законам. То, как тонко, иронично и хирургически точно это сделано – заслуга фантастических актрис, исполняющих главные роли: Валерии Бруни Тедески (Беатриче) и Микаэлы Рамазотти (Донателла). Особенно хороша Валерия Бруни Тедески – итало-французская актриса, сценарист и режиссер (и старшая сестра Карлы Бруни). Она одинаково убедительна и в те моменты, когда выбирает вино в дорогом ресторане, и когда ловко вытаскивает драгоценности из сейфа бывшего мужа. Она постоянно движется по острой грани между нормальностью и безумием, и делает это виртуозно, заставляя сомневаться то в своей болезни, то в способности понимать происходящее. Ее экспрессивные монологи напоминают обо всех виденных итальянских фильмах и актрисах, становясь идеальным фоном для открывающейся, как цветок кактуса, нежности и ранимости героини Микаэлы Рамазотти.
И постепенно бодрая комедия и занятная road-movie с однозначными цитатами из «Тельмы и Луизы» превращается в щемящую историю об одиночестве и избавлении от него, о принятии другого, не похожего на тебя. Одна из самых пронзительных сцен фильма – разговор Донателлы с сыном, который растет в приемной семье. Она, которая была готова на все, чтобы выкрасть ребенка, вдруг понимает, что не может причинить ему боль своей правдой, приемные родители, еще недавно ограждающие ребенка от опасной матери, просто смотрят на них глазами, полными слез. На экране возникает чудо – настоящая большая любовь дает каждому возможность стать выше самого себя, выше своих желаний и страхов потери.
В конце концов мы, уже смотрящие на мир глазами этих двух женщин, мечтаем только об одном – чтобы они вернулись обратно, в тот старый дом, населенный странными нелепыми людьми, которых только там любят и понимают. Если вначале мы вместе с героинями радовались побегу и обретенной свободе, то теперь мы будто смотрим в окно вместе с Беатриче, одновременно идем вместе с измученной босой Донателлой через желтое, будто на картине, поле – туда, к заветным воротам, где ее счастливо подхватят на руки и где ее ждут. И мы, зрители, вздыхаем облегченно и счастливо, вытираем слезы, и выходим из темного зала счастливые – чтобы затем долго-долго вспоминать эти лица, пейзажи и фразы, примерять их к своей собственной жизни и находить ответы на собственные вопросы. Это и есть настоящее хорошее кино, каким оно и должно быть.
Фильм «Сумасшедшая жизнь» открывал 32-й Международный Хайфский кинофестиваль в октябре 2016 года. Валерия Бруни-Тедески в начале ноября стала лауреатом премии Европейской киноакадемии в категории лучшая актриса за свою роль в этом фильме
«Сумасшедшая жизнь» (La pazza Gioia). Италия, 2016
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=qUaK_E2T7gU
Режиссер – Паоло Вирдзи
Сценарий – Паоло Вирдзи и Франческа Аркибуджи
Оператор – Владан Радович
Композитор: Карло Вирзи.
В главных ролях: Валерия Бруни-Тедески и Микаэла Рамадзотти
В ролях: Анна Галиена, Валентина Карнелутти, Стефано Скерини, Марко Мессери, Франческа Делла Раджионе, Томмазо Раньо, Боб Мессини, Роберто Ронделии.
Заказ билетов: http://bestbravo.co.il/announce/54240
Иерусалим, воскресенье, 25.12.2016, 19:30, «Лев Смадар»
Герцлия, среда, 28.12.2016, 20:30, «Лев Даниэль» – зал 1
Омер, четверг, 29.12.2016, 20:30, «Лев Омер»
Тель-Авив, четверг,05.01.2017, 19:30, «Лев» – зал 1 (3-й этаж)
Хайфа, понедельник, 09.01.2017, 19:30, «Синематека»
Рамат-Ган, среда, 11.01.2016, 19:30, «Лев Рамат-Ган» – зал 2
Ашдод, четверг, 12.01.2017, 20:00, матнас «Дюна-Юд»