Верхнее фото: Мейрав Хейман и Аялет Карми. “Тропа Израиля”. Фотография предоставлена Музеем современного искусства Петах-Тиквы
Те, кто любит бродить по выставкам современного искусства – я вот люблю – сразу поймут по фотографиям, что речь пойдет именно о такой выставке. Адрес – Арлозоров, 30. Город – Петах-Тиква, где как раз по этому адресу расположен музей современного искусства, в котором проходит разом восемь выставок несколько экспозиций–смесей видео, инсталляций, фотографий, идей, картографии и географии.
О каждой из восьми выставок есть что написать и есть что послушать – то есть в музей лучше идти тогда, когда в нем проходят встречи с художниками и беседы с кураторами. А еще лучше по субботам – и экскурсии есть, и бесплатный вход.
«Последняя Возможность Увидеть» – это цитата из книги о путешествиях знаменитого английского писателя Дугласа Адамса – того самого, что пролетел «Автостопом по Галактике» в своей одноименной серии книг («The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy»). Эта фраза стала названием выставки, точнее объединяющим названием всех и сразу – восьми выставок в Музее современного искусства в Петах-Тикве. Дуглас Адамс сопровождал зоолога Марка Карвардайна в путешествии, целью которого были исследования редких, вымирающих и странных видов животных. Результатом стала выпущенная в 1990 году книга, написанная Адамсом совместно с Карвардайном: «Last Chance to See» – «Последняя Возможность Увидеть» – книга о редких и исчезающих видах животных. «Последняя Возможность Увидеть» это и акцентирование на важности защиты животных, и описание желание Адамса и Карвардайна встретиться лицом к лицу с объектами и их исследований, с теми, кто был целью их скитаний. Нам же – зрителям – до странных животных добраться непросто, а вот до музея в Петах-Тикве куда проще, ближе и доступнее. Кстати, сам Дуглас Адамс был активистом движения защиты окружающей среды и спасения вымирающих видов, включая программы по защите черных носорогов и горилл. Но гориллы и носороги на выставке отсутствуют, есть только видео о белом осле, и еще одно – о лошадях.
Вот что пишет куратор выставок Дрорит Гур-Арье: «Концепция выставки – это путешествия, пути, дороги в различных видениях, то есть в фотографиях, видео, инсталляциях, саунд-треках и прочих ипостасях, представляющих географические, физические и лингвистические пути человечества, так как они изображены современными израильскими и французскими художниками. Но, большей частью, участников выставки интересуют они сами, их размышления, пути и паломничества – как в Иерусалим, так и в Сантьяго-де-Компостела».
Но если традиция считает, что паломничество совершается ради цели, то выставочные пути – иные. Важен сам путь, движение, медитация, процесс – и не в Галактике, а на современных нам путях–дорогах, в бесконечных переходах границ. Ведь сегодня все стали кочевниками – все куда-то стремимся: кто в реальной жизни, к кто в виртуальной, изучая походя, по дороге, новые языки и реальности, приобретая новые связи, иные альтернативы. Результат таких путешествий в данном случае – новые работы и новые экспонаты.
Паломничество в Иерусалим проходит по «Дерех Бурма» : художница Орит Раф держит над головой связку воздушных шаров в виде бронированных грузовиков (я поинтересовалась – изготовлены по спец. заказу в Китае). При входе в залы стоит углом огромная золотая ладья Лиора Грейди – бумажный кораблик, размером с яхту, сложенный из золотистой фанеры – приглашение к путешествию. В соседнем зале на уложенных на полу теле-экранах по идее Идо Цви плещется море – видно к нему и стремится ладья. Рядом – придуманный Хадар Берковьер памятник герою мифов Леандру, каждую ночь пересекавшему море.
Вся общая экспозиция устроена в рамках года культуры Франции в Израиле, и посему она будет также проходить в Марселе в галерее Villa- Tamaris, где будут представлены новые работы Оливера Милаго и Нико Морсио, Орит Раф, Дафны Шалом, Жан–Батиста Верлазера, Лиор Грэйди, Мари Снэ, Мейрав Хейман и Аелет Карми, Маайян Амир и Рути Села, Идо Цви, Хадар Берковьер, Паскаля Симоне, Романа Рондэ и Габриелы Сильвия.
На сайте музея – http://www.petachtikvamuseum.com/he/ – есть и фотографии, есть и объяснения, но и без них понятно, что общая тема всех выставок – путешествия. Путешествия по Израилю и миру, по воде и по суше, по музейным залам и выставочным пространствам, по времени и памяти, пешком и на кораблях, на воздушных шарах и на белом осле, по картам и утопиям, по поэзии Бялика и по структуре языков. И даже по «Швиль Исраэль» – «Тропе Израиля», не прикасаясь к земле, передвигаясь на ходулях и в цирковом колесе, на детских колясках и прицепив к ногам огромные консервные банки, на мячах и внутри сложных коленчатых конструкций. Пожалуй, это самая впечатляющая работа на выставке – видео-путешествие, видео-метафора, работа-размышление о нашем отношении и привязанности к нашей земле, которую израильские две художницы – Мейрав Хейман и Аялет Карми – снимали восемь лет в трех точках «Тропы Израиля» – в Негеве, на морском побережье и в Галилее, сумев привлечь не только спонсирующие фонды, но и многих актеров, циркачей, декораторов и просто тех, кто поверил в их затею и проделал с ними весь из путь, в буквальном смысле не касаясь земли. И еще тут много движения, хореографии, полета, перформанса. Ведь путешествие – это анти-застылость во всех смыслах, в том числе и в восприятии. И даже имена художников при входе в каждый зал написаны не на табличках, а на путеводных камнях-указателях.
Кураторы: Дрорит Гур-Арье (Израиль), Изабель Буржуа (Франция). Повторю, что по субботам, с 10:00 до 14:00 – бесплатный вход. В понедельник, среду, пятницу и субботу музей открыт с 10:00 до 14:00, во вторник и четверг – с16:00 до 20:00. Стоимость входного билета -20 шекелей.
Все выставки продлятся до 9 февраля 2019 года.
Сайт музея – www.petachtikvamuseum.com