Тест и фото – Вадим Малев
Что может быть более по гамбургскому счету, чем 2-й концерт для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова? Именно этим выдающимся произведением был открыт сезон симфонических концертов в Тель-Авивской опере. Одно из величайших произведений мировой классики исполнил Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона = под управлением зажигательного Дана Эттингера, а солистом выступил российский пианист Алексей Володин.
Рахманинов сотворил свой шедевр в 1900 году во время своего душевного недуга и посвятил своему врачу – невропатологу Н. В. Далю, который помог ему справится с кризисом. Даль к тому же был гипнотизером, и музыка 2-го концерта начинает тебя гипнотизировать с первых аккордов. Мне доводилось слушать концерт в исполнении Рихтера, Клиберна и даже самого Рахманинова (да-да есть такая запись). Более того, у меня связана с этим концертом своя история. На выпускном концерте в музыкальном училище 2й концерт играл мой соученик Гога Модестов. Рахманинов в этом произведении аккумулирует такую энергию, такие вибрации, что когда Гога добрался до последнего из начальных аккордов, внезапно на рояле оторвалась струна и как пуля просвистела мимо моего уха. Это был настоящий выстрел…
Мне показалось, что Алексей Володин по исполнению ближе к прочтению самого автора, настолько нежно, нефорсированно он начал звучать в первых знаменитых аккордах.
2-й концерт произведение затратное – как для исполнителя, так и для слушателя. Пока продерешься сквозь него – будто жизнь прожил. И это только 1-я часть, а ведь есть еще две. Я даже не знаю, как их назвать – жизнь после жизни? Концерт всегда слушается на одном дыхании, только его, этого дыхания, порой не хватает. Володин прожил не просто каждую часть, он прожил каждую ноту концерта, он обрушил на нас всю поэтичность этого произведения, всю его нежность.
Рахманинов как бы прощается с нежным, гармоничным ХIХ веком. Воспевает его лиризм и красоту. Возможно, ему удалось предугадать, что совсем скоро на мир обрушатся совсем другие звуки – какофонию войн, смертей, погромов. Чтобы звуки нашего времени не стали для нас лебединой песней, и на смену им не пришли более брутальные и роковые мелодии…
Дирижер и пианист образовали удивительный дуэт, понимающий друг друга с полуслова. Наша восходящая звезда – Дан Эттингер – растворился в пианисте, все время готов был соорудить для него мост, по которому Володин преодолевал нелегкий маршрут рахманиновского концерта.
Честно скажу, я не собирался кричать «браво» (ну что всегда я да я). Но когда прозвучал последний аккорд, я неожиданно для себя услышал свой неестественный, немного искаженный голос – я кричал «браво» абсолютно неожиданно для себя. Блестящее трио: Рахманинов, Эттингер, Володин заставили меня сделать это…