fbpx
Гастроли

Роман Виктюк и «Федра» Марины Цветаевой

Дмитрий Бозин в спектакле Федра. Фото - Марии Тер

Далеко не каждый режиссер способен изменить собственное произведение, уже признанное эталонным и завоевавшее безусловный успех у зрителей и критиков. Но Роман Виктюк из тех, кто на это способен – он как будто  всегда в движении, в поиске – и не боится вносить коррективы в уже сложившиеся постановки. К примеру, его культовые «Служанки» – спектакль, который прославил режиссера и до сих пор восторженно принимается зрителями по всему миру – имеет множество версий, и, что характерно, каждая из этих версий  удачна. Вот и в Израиль в самом начале  января 2018 года  Роман Виктюк привозит радикально новое прочтение спектакля, который уже однажды получил заслуженное признание – «Федру» по мотивам поэмы Марины Цветаевой.

 

В первый раз Виктюк обратился к поэме в конце восьмидесятых, поставив в Театре на Таганке спектакль с потрясающей Аллой Демидовой в главной роли.  Кстати сказать, сама Цветаева не считала свою поэму  созданной для сцены. В середине 1920-х она задумала драматургическую трилогию по мотивам античных мифов о Тезее. Свои «античные» пьесы она не предназначала для постановки на сцене, считая их чисто литературным опытом. Однако режиссер взял на себя смелость пойти наперекор автору. В спектакле 1988 года Виктюк «срифмовал» судьбу Цветаевой и ее Федры:  Демидова сыграла одновременно и автора, и героиню. Федра получилась воплощением женского гения с его страстью и яростью. В этом же спектакле  театральная Москва отметила и полюбила молодых актеров Алексея Серебрякова и Дмитрия Певцова, воплотивших светлые и темные стороны героини. Постановка 1988 года  имела ошеломляющий  успех.

И вот почти 30 лет спустя режиссер совершенно по-новому поставил произведение, не созданное для сцены, с подзаголовком «Мистерия духа». «Я занимаюсь только вечностью. Горизонтальное меня не интересует» – говорит о своем спектакле Виктюк. Такая высокая планка  – трудная задача для сцены, но театр Романа Виктюка имеет все возможности для воплощения самых невероятных замыслов.

 

Античный сюжет о мести богов, пославших Федре, жене Тезея, безумную любовь к пасынку, которая обрекла ее гибель, во все времена волновал творцов. Цветаева написала свою поэму в страшные времена слома эпох и масштабных катастроф начала двадцатого века, а потому идея рока, довлеющего над людьми, была ей особенно близка. Персонажи ее поэмы не властны над своею судьбой: жизнь и смерть, любовь и безумие–все это лишь игра дляжестоких богов.

 

В трактовке Виктюка ощущение бессилия перед судьбой достигает апогея за счет пластических приемов, с помощью которых режиссер подменяет живых людей – масками, превращая актеров в своего рода сосуды, наполненные эмоциями и чувствами в чистом, кристаллизованном виде.  Его новая постановка – это вызов, попытка убрать из этой женской истории абсолютно все женское. Все роли в спектакле исполняют мужчины, а Федра, которую играет Дмитрий Бозин – маска, свободная от личной истории, форма, которую заполняет демон страсти.

«Мы прочитали «Федру» Цветаевой в духе игрового мифологического студийного театра. На сцене афинская молодежная тусовка.  Полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика задуманы как фон и исток трагических событий..» – рассказывает режиссер. Спектакль Виктюка невероятно красив и строг. Декорации практически отсутствуют, все решено в монохромной гамме. Белые юбки, великолепные обнаженные торсы, эффектные скульптурные позы. Виктюк выстраивает спектакль как череду картин, напоминающих фрески. Эта стилизованная строгость  очень подходит сложному стихотворному строю пьесы. Как и в античном древнегреческом театре, на сцене постоянно присутствует хор, аккомпанируя стихам и отчасти выступая в роли декорации. Синтез слова, ритма, жеста, музыки  и хореографии создает эффект отстранения от истории главной героини, актеры играют скорее стихию, которая правит человеческой жизнью, и готова беспощадно растоптать кого угодно. Слова произносятся с невероятной четкостью сопровождаясь  отточенными жестами, иэто создает ощущение, что самистихи играют с актерами, как с музыкальным инструментом.

 

Опираясь на текст цветаевской поэмы, Виктюк  также использовал в спектакле стихотворения  из цикла, написанного Цветаевой в период работы над драмой,  а также отрывки из писемее последнего, мучительного периода жизни. Единственный в своем роде, сложный цветаевский ритм, актерская пластика, музыка – из этих стилистически точных компонентов складывается необычный спектакль Виктюка, который в начале января 2018 года смогут увидеть театралы Израиля.

 

*****

Роль Федры, или ее маски, исполняет Дмитрий Бозин, которого хорошо знает театральная Москва и весь русскоязычный  мир поклонников театра. Ипполит – Игорь Неведров, Судьба – Иван Иванович, роль Тезея исполняет Александр Дзюба. Всего в спектале заняты 20 актеров.

 

Театр Романа Виктюка. «Федра»
Хайфа, 5 января 2018 года, пятница, зал «Аудиториум», 20:00
Ашдод, 6 января 2018 года, суббота, Центр сценических искусств, 20:30
Тель-Авив, 7 января 2018 года, воскресенье, театр «Гешер» – зал «Нога», 20:00

Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=cHO8mdlefoc
Заказ билетов на сайте продюсера – компании Cruise International:

Сайт театр Романа Виктюка – http://teatrviktuka.ru/

Фотографии (© Иван Никульча, Елена Кондратьева  и Мария Тер) предоставлены пресс-службой театра и компанией  Cruise International

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com