8-е биеннале израильской керамики в Музее Эрец-Исраэль (МУЗА) – кладезь идей, технологий, сочетаний «грубого», то есть не изнеженного, гончарного мастерства с виртуозностью, отталкивающейся от мастерства и современных техник, творчества, интригующего и размывающего границы между живым и застывшим.
«Моя Артемида» известной во всем мире израильтянки Ронит Баранга, получившей множество наград за свои работы – это юмор и ирония, фантазия и смелые идеи – иногда жутковатые, но чаще забавные, креативность и символизм, фарфор и керамика, немного пугающие арт-объекты, сюрреалистическая сказка о самой себе, а может и о других. Границы реальности и выдумки во всех работах Ронит Баранга стерты, ее фантасмогорические инсталляции, многими уже виденные чашки и тарелки уже сами взаимодействуют с окружающей реальностью, вызывая странное смешение чувства тревоги и любопытства, иногда шокируя, чаще притягивая. Говорят, что она старается переносить собственные чувства и эмоции, а также переживания и страхи на свои изделия. Сама Ронит Баранга утверждает, что не хочет никого пугать, а всего лишь вводит метафорический элемент в свои работы, которые уже живут собственной жизнью, вызывая у всех свои ассоциации. Но Ронит Баранга волнует не то, какие чувства испытывают зрители, а то как вызвать у зрителей реакцию.
Баранга, родившаяся в 1973 году, изучала в Хайфском университете психологию и еврейскую литературу, получив степень бакалавра в 1997 году,и занимаясь позже – в Тель-Авивском – историей искусств. Затем она занялась практической стороной искусства – пошла изучать керамику в колледже «Бейт-Берл» и на курсы ювелирного искусства Яэля Сакеди. Учась в университет, Ронит решила взять дополнительный курс по живописи и концептуальному мышлению. Но случайно ошиблась аудиторией и попала в группу керамики. И керамика ее полностью захватила.
Идеи для своих работ Ронит Баранга находит в повседневных буднях. «…Я лепила человеческие рты и пальцы, вытекающие из посуды. Граница между живым и неживым размыта. Это интригует. Обескураживает. Заставляет думать. Теперь посуда может восприниматься как активный объект, осознающий себя и свое окружение. В один момент приходит картинка готовой скульптуры и я немедленно приступаю к ее воплощению. Это как жажда, которую ты можешь утолить, только начав творить».
Творения Ронит Баранги отличаются необычной техникой: во всех работах присутствуют образ человека или фрагмент человеческого тела. Это своего рода визитная карточка, почерк автора. Все работы выполнены в свойственной Баранге манере: в них нет ни капли сентиментальности – они сложны, неоднозначны, реалистичны, чувственны, в них присутствуют эмоции и настроение. То, что приковывает внимание зрителей – это колдовская атмосфера вокруг творений Ронит Баранга, что-то трудно определимое… Руки и рты появляются там, где меньше всего их ожидаешь увидеть, нити, которые похожи на паутину гнезда, окутывают забытые сокровища, тарелки и чашки кажутся почти живыми. У Ронит не просто яркое воображение, она играет с крайностями, с интерпретациями и ассоциациями, с пределами «прекрасного» и «уродливого». Для своих работ Баранга использует самые простые материалы: глину и глазурь. Но время изготовления каждой скульптуры может растянуться на месяцы. Впрочем, Ронит обычно занимается несколькими скульптурами сразу из-за различного времени сушки для каждой скульптуры. Каждая ее работа – это отдельная история, вызов. Возможно, ее можно назвать «скульптором нового поколения» и уж точно – новой концепции.
Персональный сайт Ронит Баранга – http://www.ronitbaranga.com/
Страница Ронит Баранга в фэйсбуке –https://www.facebook.com/RonitBarangaSculpture
Подробно о биеннале – https://www.israelculture.info/8-izrailskoe-biennale-kerami…/
Фото: Гарри Резниковский. salat.zahav.ru