В названии нет никаких намеков или двусмысленностей. Орит Нево – художественный руководитель новой серии в Тель-Авивском центре сценических искусств – серии «Мир цирка. Цирк на сцене» – сама циркачка, акробатка и эквилибристка на летающей трапеции, режиссер цирка, много лет кружила по всему миру с бродячими цирковыми труппами, знает цирк досконально, обожает цирк, изучает историю цирка, выступает в цирке и дает интервью о цирке в преддверии проекта World Cirque в Израиле.
«World Cirque» – это лучшее, что может быть в цирке, удивительная смесь из театральных постановок, циркового искусства и уличных представлений. У каждого из этих шоу – свой уникальный сюжет и тематика. Это не просто набор трюков – это увлекательный рассказ при участии всех представимых цирковых и театральных персонажей: от канатоходцев до Пульчинеллы.
Современный цирк – это фантастические представления с невероятным сочетанием музыки, света и, конечно, мастерства артистов. В «Новом цирке» есть характеры, сюжет, конфликт, итоговая мораль – все, как в театре. Даже действие проходит не на привычной арене, а на сцене, где актеры сочетают техники драматического театра и цирка. Хотя, если разобраться, «Новый цирк» не такой уж и новый. Все началось во Франции в конце 1960-х. К этому времени классический цирк переживал сильнейший кризис, люди практически перестали ходить на представления, делая выбор в пользу варьете и кино. После студенческой революции 1968 года настало время экспериментов и творческих поисков. Вдохновение черпалось в комедии дель’арте, пантомиме, театре маски, танце, народном театре. Именно отсюда берет начало европейский уличный театр, который мы знаем сегодня. Здесь же находятся и корни «Нового цирка», где действо перестало быть обезличенным – оно наполнилось совершенно новыми качествами, эмоциями, смыслом. Этот полуцирк-полутеатр заставляет сопереживать каждому движению, c волнением наблюдать за новым замысловатым кульбитом. Новый «актуальный» театрализованный экспериментальный цирк – особая форма искусства, пожалуй, самая яркая среди всех исполнительских искусств, форма полная эксперимента и театрализации.
World Cirque – серия из трех представлений в сезоне 2016-2017 – дает зрителю возможность прикоснуться к изысканному, утонченному искусству лучших цирковых трупп мира, попробовать «на вкус» современный мир цирка. Из огромного набора существующих шоу Орит Нево выбрала для показа в Израиле три разных по характеру спектакля с трех континентов, чтобы показать зрителям все многообразие этого искусства, постоянно раздвигающего границы возможного. Показать так, чтобы зрители могли составить представление о современном мировом цирковом искусстве, испытать чудесную магию цирка. В сезоне 2016/17 в этой серии будут показаны три международных шоу – из Канады, Венгрии и Колумбии – лучшее, что может быть в цирке, удивительная смесь из театральных постановок, циркового искусства и уличных представлений. У каждого из этих шоу – свой уникальный сюжет и тематика. Открывает сезон в начале ноября шоу «iD» канадского цирка «Элуаз» – Cirque Eloize – образец «Нового цирка». О том, что такое «Новый цирк» и рассказывает Орит Нево, знающая цирк досконально и мечтавшая познакомить израильских зрителей с искусством «Нового цирка». И ее мечта осуществилась.
– Орит! Добрый день! Много лет назад, когда мы только познакомились в начале 1990-х годов, ты путешествовала по Европе с бродячим театром, совершала потрясающие сальто на канате и постоянно танцевала, собирая вокруг себя восхищенных друзей и молодых коллег – тех, кто начинал в те годы «делать» в Израиле новый цирк, развивать авангардную культуру, фриндж, создавать независимые балетные и театральные группы. Многое изменилось с тех времен, но осталось желание продолжать создавать что-то новое и исследовать мир, который тебе близок – мир циркового искусства. И вот – апогей полета на трапеции – ты получила предложение стать художественным руководителем новой серии Тель-Авивского Центра сценических искусств – серии «Цирк на сцене». Мы уже видели в Израиле несколько шоу этого жанра. Что такое «Цирк на сцене» – новое направление в искусстве?
– «Цирк на сцене», прежде всего, – это просто искусство, то есть искусство в полном смысле этого слова. Абсолютно так же, как искусством считают традиционный цирк, к примеру, существовавший в Советском Союзе. Я интересуюсь историей советского цирка, пишу о нем в своем «цирковом» блоге на иврите. В России цирк всегда, во все времена котировался очень высоко и считался Искусством с большой буквы. На Западе же цирковое искусство должно было доказывать свою коммерческую состоятельность, постоянно конкурировать с различными шоу. Государственные структуры в западных странах никогда не поддерживали цирковое искусство, и потому цирк стал «народным» жанром. Цирковые представления должны были нравиться всем – иначе цирк бы не выжил. Такое сложное, виртуозное и интереснейшее искусство как цирк стало массовым, популярным, частью масс-культуры. Одно и то же цирковое шоу интересно и 3-летним и 80-летним: цирк, в отличие от современного театра или балета, сразу обращается к широкой аудитории, без специфических сносок типа «только для взрослых эстетов» или «только для любителей Шекспира».
– Цирк обращается к сути человека, к глубоко запрятанным эмоциям?
– Конечно. Цирк – это весь спектр эмоций и чувств: от смеха до страха, от чувства юмора до умения бороться с фобиями. Цирк – это желание преодолевать границы, как ментальные, так и физические.
– Судя по количеству твоих поездок по миру – а ты ведь обязана увидеть всё – цирковое искусство развивается очень быстро. Количество фестивалей, новых шоу, необычных зрелищ растет. Как развивается жанр «нового цирка» в последнее время? Насколько цирковая арена в Израиле соответствует тому, что происходит в мире?
– Процесс развития современного цирка начался не 10 и не 30 лет назад, а 250. В 1768-м году в Англии наездник Филипп Астлей предложил понятие цирка как комплекса развлечений: музыка, номера с животными, выступления акробатов и клоунов. Он установил трибуны вокруг своей арены для верховой езды и открыл «Амфитеатр Астлей», гвоздем программы в котором был дрессированный конь, прыгавший через кольцо. Слово «цирк» в его современном значении стало использоваться именно тогда. При этом цирк был занятием династическим, цеховым, умения и знания передавались в основном по семейной линии, а лет 40-50 назад стало возможным совсем другое: встать утром и сказать «хочу быть циркачом» и выучиться этому!
– Ты сама училась цирковому ремеслу во Франции, изучая как искусство трапеции, так и управление цирком, изучала движение буто в Германии, музыку и перформанс в Италии – я явно что-то упустила, но даже этот краткий перечень действительно показывает, что в наше время цирковому искусству можно научиться.
– Этому способствуют также современные коммуникации, современные медиа и новые театральные и цирковые технологии. Те знания, что раньше были привилегией закрытого цеха, стали доступны всем. На цирк повлияли и изменения в обществе: к примеру то, что во многих цирках отказались от номеров с дрессированными животными, стало одной из причин развития нового театрализованного циркового представления – с сюжетом, драматургической линией, специально заказанной музыкой, с актерской составляющей. Все это долгий процесс: в США законопроект, запрещающий выступления дрессированных животных в цирках, был подан в середине 1970-х годов, а в Голландии только 4 года назад. Самый яркий и всем знакомый пример – это канадский цирк дю Солей. Его основатели с момента создания цирка в 1984 году заявили, что не будут использовать в своих представлениях животных.
Но я отошла от темы изучения циркового искусства. Благодаря всем этим изменениям цирковое искусство преподают, оно стало предметом академического изучения и обучения. Все эти процессы привели к тому, что в 1970-е годы прошлого века появился «новый цирк». Из цирка ушла дрессура, но пришла драматургия, ушли династии, но стали приходить молодые артисты. 50 лет назад в Европе возникло множество бродячих небольших трупп и уличных театров, ставших авангардом уличного искусства, изменивших границы цирка, приблизившиеся к публике в прямом смысле слова: арена была заменена сценой, а цирк стал более провокативным и экспансивным «новым цирком».
– Цирк стал местом, где сконцентрировались театр, танец, музыка, движение, трюки, лихачество и техническая виртуозность.
– Цирковое представление перестало быть сборным шоу из не связанных номеров, в нем появился рассказ, нарратив, утонченная техника исполнения, театральная игра в дополнение к сложнейшей акробатике. В серии «Мир цирка. Цирк на сцене» мы представим все самое новое, что есть сегодня в этом искусстве, развившемся настолько, что в мире существуют 69 профессиональных цирковых школ, в которых обучаются около 4800 – 5000 студентов, ежегодно выходящих на рынок, точнее – на арены и на сцены. Конкуренция высока, вся эта масса молодых артистов путешествует из страны в страну, изучает новые цирковые специальности.
– А куда после выпуска подаются 5000 циркачей? В бродячие цирки?
– Все цирки бродячие по сути своей, и не важно, где они выступают – на сценах театров или на аренах в шатрах. Цирки приглашают на различные фестивали, с ними работают известные режиссеры, получающие профессионалов высокого класса – от клоунов до эквилибристов.
– Судя по тому, что ты рассказываешь, выбрать три спектакля для первого сезона «Цирка на сцене» было непросто…
– Я посмотрела огромное количество отличных цирковых спектаклей, сотни шоу для того, чтобы выбрать три из них. Откроет первый сезон серии «Мир цирка. Цирк на сцене» представление канадского цирка «Элуаз».
– Насколько израильская публика знакома с жанром «нового цирка»?
– Немного, несмотря на то, что представления «нового цирка» уже гастролировали в Израиле. Тот же цирк «Элуаз» был здесь с другим спектаклем два года назад, но в Израиле все еще преобладает традиционный цирк с набором «обязательных» номеров. Я надеюсь, что благодаря новой серии, мы сможем изменить подход к восприятию цирка в Израиле.
– А ты сама выйдешь на сцену?
– Последние годы я больше занималась цирковой режиссурой, так что скорее приму участие в семинарах. Мы планируем в рамках новой серии провести семинары циркового мастерства и организовать встречи между израильскими артистами цирка и циркачами из других стран. Будут разные форматы общения с публикой и учащимися израильских цирковых школ.
– Есть ли израильские циркачи, принимающие участие в шоу, запланированных на ближайший сезон?
– Нет, но в цирке «Элуаз» есть израильтяне, задействованные в других спектаклях. На сей раз цирк «Элуаз» привозит к нам шоу «iD», которое уже шесть лет с большим успехом показывается во всем мире. От предыдущего – поэтичного спектакля «Циркополис», «iD» отличается темпом, в нем много хип-хопа, брейк-данса, резких проявлений урбанистической культуры, видео, анимация в сочетании с цирковым искусством высочайшего уровня. Сюжет «iD» – это «Вестсайдская история» в городе будущего, меняющего формы и цвет с помощью видео-арта. Оригинальная музыка, ритм, энергия и виртуозность – я рада, что именно «iD» открывает первый сезон новой серии. Приходите – увидите новой и другой цирк!
https://www.facebook.com/ONcccc
Маша Хинич. Фотографии предоставлены Орит Нево